В прошлом году экономическому росту Беларуси во многом благоволила ценовая конъюнктура на многих мировых рынках. Этот успех окрестили «внешнеторговым чудом». Интересно, как ведущие белорусские предприятия наращивали экспорт, несмотря на пандемию и санкции.

Источник — https://ru.freepik.com/

Анализировать данную информацию оказалось непросто из-за того, что Белстат закрыл статистику основных товарных групп на фоне западных санкций, а сами заводы также не спешат публиковать свою полную финансовую отчетность. Например, данные по одному из ключевых экспортных товаров Беларуси – калийным удобрениям – доступны лишь за январь-июль 2021 года. По итогам 7 месяцев экспорт продукции «Беларуськалия» в натуральном выражении вырос на 10,4%, или на 655 тыс. тонн, и составило почти 7 млн тонн. Валютная выручка за этот же период увеличилась на 13,4%.

Еще одна важная деталь была озвучена во время недавней встречи президента России Владимира Путина с гендиректором российского «Уралхима» Дмитрием Мазепиным. По словам бизнесмена, Канада сейчас двумя компаниями контролирует 30% мирового рынка калийных удобрений, на Россию и Беларусь приходится по 18%. Ранее сообщалось, что доля белорусского калия — более 20%.

Другая весомая позиция белорусского экспорта – нефтепродукты. В 2021 году нефтеперерабатывающие заводы в Мозыре и Новополоцке приняли 16,8 млн тонн нефти, что практически на 0,5 млн тонн больше, чем в 2020 году. Хотя были введены американские санкции в отношении «Нафтана», поэтому крупные российские нефтяные компании пытались откреститься от поставок сырья на новополоцкий завод.

Ключевым рынком для белорусских нефтепродуктов осталась Украина. Объемы ввоза дизтоплива из Беларуси в прошлом году повысились почти на 780 тыс. тонн, до 2,97 млн тонн, а бензина — на 18,5%, до 1,01 млн тонн. Доля белорусских нефтепродуктов в Украине составляет 30-40%.

В начале прошлого года Беларусь переориентировала поставки нефтепродуктов с портов стран Балтии на российские морские гавани. Более того, изначально планировалось экспортировать в третьи страны через порты России 1,7 млн тонн, а по факту вышло более 2,3 млн тонн.  Тем не менее субъекты хозяйствования продолжали мониторинг прибалтийского направления, чтобы сохранить отдельные грузопотоки.

Как следствие, Беларусь активно поставляла нефтепродукты через эстонские порты, несмотря на введенные странами Запада санкции. В основном это были тяжелые нефтепродукты, такие как мазут, которые образовали 4/5 белорусских грузов в Эстонию. В МИД Эстонии заявили, компании, занимающиеся посредничеством в поставках нефтепродуктов и других товаров из Беларуси на внешний рынок через Эстонию, не нарушают санкции.

Преуспели в продажах на экспорт и гиганты машиностроения. Минский тракторный завод в 2021 году увеличил экспорт почти на четверть по сравнению с 2020 годом. Всего за рубеж поставлено более 36 тысяч тракторов и машин.

В страны ближнего зарубежья экспортные поставки продукции выросли на 20,4%. В лидерах по объему традиционно Россия – туда поставлено более 13,5 тысячи единиц техники. В Украину продано 6,2 тысячи тракторов, в Казахстан – 4,1 тысячи. При этом в 2021 году в дальнее зарубежье МТЗ поставил продукции на 41,6% больше, чем в позапрошлом. Существенно увеличились поставки в Пакистан, Египет, а также на Кубу. Минскому тракторному заводу также удалось нарастить присутствие на некоторых европейских рынках, к примеру, в Венгрии, Польше и Румынии.

Изготовитель карьерных самосвалов БелАЗ заявил о выполнении производственного плана на 2021 год, несмотря на отказ западных партнеров поставлять комплектующие для предприятия. «Ключевые показатели эффективности, доведенные Министерством промышленности (объем производства, темп роста экспорта товаров, рентабельность продаж) за 12 месяцев 2021 года будут выполнены. В 2022 году предприятие планирует удержать показатели на текущем уровне», – отметили в компании по итогам декабрьского визита на предприятие премьер-министра Беларуси Романа Головченко.

Ранее БелАЗ обязался выполнить задание Минпрома и отгрузить на внешние рынки в 2021 году своей продукции на 482 млн долларов, удвоив поставки техники в Россию, усилив присутствие в странах СНГ (Армении, Казахстане, Узбекистане, Украине) и увеличив продажи в странах Евросоюза на 27%.

Источник — https://ru.freepik.com/

Минский автомобильный завод нарастил поставки своей техники в Россию и Украину. Спрос на грузовые автомобили МАЗ в 2021 году на российском рынке вырос на 44,5% по сравнению с 2020 годом. Было реализован 5 410 машин (годом ранее этот показатель составлял 3 744 грузовика). Таким образом белорусский производитель занял пятое место в общем рейтинге поставщиков. Его доля выросла на 0,5 процентных пункта, до 5%. До этого позиции МАЗа были хуже. Хотя на Минском автозаводе помнят времена, когда белорусские грузовики входили в тройку лидеров в Российской Федерации.

Продажи автобусов МАЗ в России упали за год на 30,6% до 481 автобуса. Однако падение не помешало белорусскому заводу стать четвертым игроком на рынке. Доля МАЗа сократилась на 1,8 п. п. до 3,5%.

МАЗ стал лидером украинского рынка грузовиков по итогам 2021 года. При этом белорусский производитель, сумевший занять 21,5% рынка, стал единственным, реализовавшим более 1 тысячи новых грузовиков за год (точнее – 1 031 единицу техники), сообщает информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting. Росту продаж грузовой техники в Украине способствовала госпрограмма «Велике будівництво», которая потребовала много новой спецтехники, также активно обновляли свои автопарки аграрный сектор и территориальные громады. Продажи новой техники могли бы быть значительно выше, если бы не замедление рынка, которое обусловлено не рыночными факторами, а дефицитом микрочипов, в результате которого производители задерживали поставки техники на рынок. С другой стороны, продажи могли быть и ниже, если бы украинским поставщикам техники МАЗ не удалось отстоять право беспошлинного импорта.

По итогам 2021 года по сравнению с 2020 годом объём производства продукции «Гомсельмаша» возрос на 30%, а объём экспорта увеличился на 33%. Крупнейшему белорусскому производителю комбайнов после многолетнего перерыва покорился украинский рынок. В 2021 году гомельское предприятие продало туда 84 единицы техники.

Наращивает производство белорусско-китайский завод «БелДжи». Большая часть экспорта приходится на Россию. Местные дилеры в 2021 году реализовали 24 587 автомобилей Geely, что на 59% больше по сравнению с предыдущим годом.

Оценить объемы экспорта в деньгах можно только по заявлениям чиновников. Так, 28 октября 2021 года вице-премьер Юрий Назаров заявил, что несмотря на санкции, экспорт продукции МАЗа и БЕЛАЗа по сравнению с прошлым годом вырос почти на 250 млн долларов, нефтехимии — на 700 млн долларов, по азотным и калийным удобрениям — на 100 млн долларов.

Впрочем, отсутствие полной информации не позволяет оценить средние цены реализации продукции за рубеж. В истории Беларуси были периоды, когда продукция ряда предприятий отгружалась по ценам ниже рынка.

На экспортные успехи целесообразно посмотреть с еще одной стороны. Не секрет, что многие белорусские гиганты испытывали финансовые сложности. Помогло ли экспортное «чудо» улучшить положение? В «Гродно Азот» утверждают, что увеличение экспорта на более 50% позволило снизить кредитную нагрузку в 2,5 раза и с 1 октября выйти из состояния неплатежеспособности, в котором предприятие находилось с 2015 года.

Впрочем, наибольшая кредиторская задолженность имелась у Белорусского металлургического завода. Жлобинский гигант, который генерирует около 3,8% валютной выручки Беларуси, по состоянию на сентябрь 2020-го года имел долг в 3,6 млрд рублей. Модернизация обошлась заводу более чем 1 млрд долларов. Но падение мировых цен на металлопродукцию спутало все планы. В итоге последние годы заводу предоставлялись беспрецедентные меры господдержки. Хотя гендиректор БМЗ Дмитрий Корчик уверял, что предприятие «выполняет все свои текущие и кредитные обязательства, нет потребности в кредитных ресурсах и для пополнения оборотных средств».

Благоприятная конъюнктура рынка позволила БМЗ получить за десять месяцев 2021 года экспортную выручку в размере почти 1,2 млрд долларов, что на 380 млн долларов превышает показатель за аналогичный период прошлого года. При этом объем производства был эквивалентен 1,7 млрд долларов. В этих условиях средняя зарплата на предприятии выросла на 15%, до 1880 рублей.