С 1 января 2020 г. появилась возможность создания госучреждений, основной задачей которых является обеспечения деятельности бюджетных организаций (далее – Центры). О том, какой договор заключают Центры с бюджетной организацией, о некоторых его условиях – в материале.

Общие положения

Центры для обеспечения деятельности бюджетных организаций создаются исполкомами областного и базового территориальных уровней <*>.

Обратите внимание!
Указ N 475 устанавливает право, а не обязанность исполкомов по созданию Центров.

Целью их создания является совершенствование правового регулирования финансово-хозяйственной деятельности бюджетных организаций, повышение эффективности использования бюджетных средств <*>.

Для обеспечения деятельности бюджетных организаций заключаются договоры об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации в соответствии с типовой формой, установленной Совмином (далее — договор) <*>.

Обратите внимание!
Центры являются законными представителями этих организаций, за исключением тех, кто ведет бухучет самостоятельно, в налоговых правоотношениях, а также представителями таких организаций по иным вопросам, переданным этим Центрам в соответствии с договорами <*>.

Стороны договора

Сторонами договора являются <*>:

1)     Центры;

2)     бюджетные организации, среди которых:

— организации (учреждения) здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и иные подчиненные исполкомам организации;

— структурные подразделения исполкомов и местных администраций районов в городах с правами юрлица;

— исполкомы первичного территориального уровня, находящихся на территории соответствующих АТЕ.

Обратите внимание!
Не все бюджетные организации могут быть стороной указанного договора. Перечни бюджетных организаций, обеспечение деятельности которых осуществляется Центрами, утверждаются исполкомами (далее – бюджетные организации) <*>.
Кроме того, организации, не имеющие статуса юрлица, не могут быть включены в перечень организаций, обеспечение деятельности которых осуществляется Центрами.

Условия договора

Поскольку Совмином утверждена типовая форма договора об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации, то стороны могут взять его за основу, сохранив все существенные его условия в соответствии с законодательством, а также могут внести в договор другие условия, являющиеся существенными для сторон <*>.

На заметку
Если не соблюдены существенные условия договора, то он считается незаключенным <*>.

1. Предмет договора

Предметом договора, который относится к существенным условиям, являются услуги, а именно виды деятельности, которые могут осуществляться Центрами.

Такие виды деятельности определены в приложении к Указу N 475. В частности, Центры в соответствии с заключенными договорами вправе:

1) вести бухучет, составлять бухгалтерскую или финансовую отчетность бюджетной организации, а также осуществлять иное обеспечение ее деятельности, направленное на поддержку основного вида деятельности, в том числе:

— ремонт и техобслуживание госимущества;

— эксплуатация АИС;

— автомобильные перевозки;

— реализация мероприятий по охране труда и пожарной безопасности;

— хранение архивных документов, инвентаря, оборудования и иного госимущества;

2) формировать, утверждать и вести годовой плана госзакупок, включающий сводный перечень отдельных товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в соответствующем финансовом году для бюджетных организаций, за исключением ведущих бухучет самостоятельно, и согласовано с соответствующими распорядителями бюджетных средств;

3) проводить процедуры госзакупок товаров (работ, услуг) по сводному перечню для нужд одной или нескольких бюджетных организаций, заключать договоры госзакупок таких товаров (работ, услуг) и обеспечивать их исполнение, в том числе принимать поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и их оплачивать.

Обратите внимание!
Для того чтобы Центры могли обеспечить исполнение договоров госзакупок, которые были заключены бюджетными организациями до передачи полномочий Центрам, но еще не исполнены, необходимо заключение трехсторонних соглашений к договорам госзакупок, где Центр будет выступать третьей стороной договора. При этом в допсоглашении следует указать, какую роль и какие функции по договору возлагаются на Центр в соответствии с принятыми им обязательствами по обслуживанию бюджетной организации. После подписания допсоглашения Центр продолжает исполнение ранее заключенных договоров госзакупок <*>.
Заключить допсоглашение к договорам госзакупок будет возможно только после заключения договора, по которому Центру переданы соответствующие полномочия;

4) перечислять за бюджетные организации обязательные страховые взносы, взносы на профессиональное пенсионное страхование и иные платежи в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

5) перечислять БРУСП «Белгосстрах» страховые взносы бюджетных организаций по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Услуги Центра, которые связаны с обеспечением деятельности бюджетной организации, определяются для каждой бюджетной организации индивидуально в приложении 1 к договору.

Обратите внимание!
Бюджетная организация не вправе передавать Центру функции распорядителя бюджетных средств, связанные с выполнением возложенных государственно-властных полномочий, в том числе <*>:
— утверждать планы деятельности распорядителя бюджетных средств;
— утверждать бюджетные сметы, сметы доходов и расходов внебюджетных средств организаций, включенных в перечни;
— принимать решения об управлении бюджетными назначениями и определять порядок их использования (внесение изменений в бюджетную роспись осуществляется по ходатайствам распорядителей бюджетных средств).

2. Условие о вознаграждении

По общему правилу услуги, оказываемые Центром бюджетным организациям в соответствии с заключенными договорами, являются безвозмездными.

Вместе с тем Указ N 475 позволяет предусмотреть в договоре обязанность бюджетной организации ежегодно из средств от приносящей доходы деятельности, которые остались в ее распоряжении после налогообложения, направить денежные средства Центру в качестве вознаграждения за выполнение возложенных на него функций.

Однако такая обязанность может быть возложена только на организации (учреждения) здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и иные подчиненные исполкомам организации <*>.

Обратите внимание!
Денежные средства, перечисляемые бюджетной организацией Центру в качестве вознаграждения, не являются безвозмездной (спонсорской) помощью, не включаются в состав внереализационных доходов Центра и направляются им на материальное стимулирование своих работников в соответствии с законодательством о труде <*>.

Хотя в законодательстве условие о вознаграждении не названо в качестве существенного для данного договора, однако полагаем, что стороны должны прийти к соглашению относительно включения такого условия в договор либо указания на его безвозмездный характер.

3. Права и обязанности сторон

Как и любой договор, договор об оказании услуг для обеспечения деятельности бюджетной организации должен содержать права и обязанности сторон. Так, типовая форма договора предлагает включить в договор следующие права и обязанности сторон.

Обязанности Центра:

1) оказывать услуги в соответствии с приложением 1 к договору и в сроки, установленные законодательством;

2) информировать бюджетную организацию о результатах своей работы по обеспечению ее деятельности, а также по ее запросу предоставлять необходимые сведения.

Обязанности бюджетной организации:

1) представлять Центру документы и иную информацию, необходимую для надлежащего выполнения договора, в составе и сроки согласно приложению 2 к договору;

2) оказывать Центру иное содействие, не запрещенное законодательством, для обеспечения ее деятельности.

Центры имеют право на получение от бюджетной организации документов или иной информации в рамках компетенции, необходимой для выполнения договора.

Бюджетная организации вправе получать от Центров:

— полную и достоверную информацию об осуществлении расчетов с работниками и обслуживаемыми бюджетной организацией лицами;

— отчеты, документы и иную информацию по вопросам обеспечения ее деятельности.

Если стороны в договоре предусмотрят условие о вознаграждении, то правом Центра будет требовать от бюджетной организации уплаты такого вознаграждения в порядке и сроки, указанные в договоре. В свою очередь, на бюджетную организацию возлагается обязанность уплатить предусмотренное вознаграждение Центру.

На заметку
Порядок взаимодействия Центра и бюджетной организации при осуществлении госзакупок установлен в приложении 3 к типовой форме договора.

Полагаем, что указанные в типовой форме договора права и обязанности Центра и бюджетной организации, а также порядок их взаимодействия по вопросам госзакупок не являются исчерпывающими и могут быть дополнены иными по соглашению сторон. Вместе с тем исключать указанные права и обязанности сторон не рекомендуется, поскольку утрачивается смысл самого договора, что ведет к невозможности его исполнения.

4. Ответственность сторон

Стороны вправе предусмотреть в договоре ответственность за то или иное нарушение, неисполнение условий договора, а также порядок разрешения споров.

Полагаем, что поскольку обе стороны договора являются бюджетными, то установить ответственность, в том числе и ее размер, стороны могут только ту, которая предусмотрена законодательством.

Так, например, п. 7 типовой формы договора устанавливает, что в случае, если действия или бездействие сторон при реализации прав и оказании услуг, указанных в приложениях к договору, повлекли нарушение законодательства, то стороны несут ответственность, в том числе установленную законодательными актами для бюджетных организаций, их должностных лиц. Кроме того, установлены пределы такой ответственности: в пределах переданных сторонам по договору обязанностей, функций, документов, имущества и имущественных прав.

Обратите внимание!
Приложения к договору являются его неотъемлемой частью и имеют равную с ним юридическую силу.