Вопрос: Проведена процедура государственной закупки услуг по обеспечению питанием прочих (56.29.19), которая признана несостоявшейся, после проведена повторная, которая также не состоялась (подано только одно предложение). Заказчик перешел к закупке из одного источника. Участник, которому направлено предложение о заключении договора, хочет изменить отдельные условия договора, в частности, отказаться от предоставления предметов по сервировке, сопутствующих продуктов питания. Вправе ли заказчик принять его условия?

Ответ: Полагаем, заказчик не вправе принять такие условия.

В соответствии с законодательством о государственных закупках приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств признается государственной закупкой <*>.

При этом при проведении процедур государственных закупок установлены правила их применения на случай, если процедуры государственных закупок признаются несостоявшимися.

Так, в случае признания процедуры государственной закупки в целом либо в отношении отдельных частей (лотов) предмета государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника <*>:

по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен, либо в состав, систему которого входит заказчик, либо которому переданы в управление его акции (доли в уставном фонде), находящиеся в государственной собственности, а при отсутствии такого государственного органа (организации) — с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам;

на основании самостоятельно принятого решения после проведения повторной процедуры государственной закупки, которая также была признана несостоявшейся.

Тем самым после проведения повторной процедуры государственных закупок, которая признана несостоявшейся, заказчик (организатор) вправе на основании самостоятельно принятого решения провести процедуру закупки из одного источника.

В свою очередь, учитывая, что проведение процедуры закупки из одного источника обусловлено признанием предыдущих процедур несостоявшимися, изменение условий в приглашении к участию в процедуре и проекте договора на государственную закупку, направляемых выбранному поставщику (подрядчику, исполнителю) <*>, полагаем невозможным. Тем не менее, поскольку последовательное проведение конкурентных процедур и закупки из одного источника оказало влияние на срок исполнения обязательств по договору, соответствующая корректировка наступления срока исполнения обязательств, полагаем, может иметь место.

С учетом характера условий, которые предполагается изменить в рассматриваемой ситуации, и того факта, что они оказывают влияние на стоимость услуг по обеспечению питанием, их изменение, по нашему мнению, невозможно и влечет ряд рисков для заказчика. Например, если такие обязательства для потенциального исполнителя изначально вели к невозможности исполнить обязательства по договору, это может свидетельствовать о возможном умышленном их включении для целей нерезультативности конкурентных процедур в целях ограничения конкуренции и выбора заведомо одного исполнителя, а равно как и коррупционные риски, также связанные с личной заинтересованностью должностных лиц заказчика.