При соблюдении необходимых условий организация может производить закупку за счет собственных средств товаров определенной торговой марки, фирменного наименования, модели производителя.

Принято считать, что согласно Закону о госзакупках при описании предмета госзакупки в документах нельзя указывать товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, изобретение, полезную модель, промышленный образец, наименование производителя или поставщика. Но не стоит забывать, что закупки регулирует не только вышеупомянутый Закон, да и сами они могут быть не только государственными, но и за счет собственных средств.

Если организация находится в республиканской собственности или более 25% ее акций (долей) принадлежат Республике Беларусь, при осуществлении закупок за счет собственных средств можно руководствоваться постановлением N 229. Данное постановление не запрещает указывать в задании на закупку определенный торговый знак, фирменное наименование, модель, производителя. В силу подп. 2.8 п. 2 постановления N 229 документация о закупке должна содержать сведения о технических и функциональных характеристиках товара, требования к его качеству, размерам, упаковке, результатам работы и иные требования с учетом потребностей организации.

Порядок закупок за счет собственных средств каждая организация определяет самостоятельно, исходя из положений постановления N 229, а также иных законодательных актов. Иными словами, в локальном НПА, регулирующем закупку товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, организация может предусмотреть условия, при которых разрешается закупка товаров определенной торговой марки, фирменного наименования, модели, производителя и т.д., а также порядок такой закупки. Тогда в задании на закупку следует обосновать указание в конкурсной документации конкретной торговой марки. Это возможно, когда не устанавливается конкретный способ описания требований заказчика к предмету закупки, а также когда данные требования связаны с качественными и иными характеристиками предмета закупки определенной торговой марки, товарного знака и т.д.

Пример
ОАО «Организатор» в информационной системе «Тендеры» разместило приглашение на закупку компьютерного оборудования. В задании на закупку указало конкретную торговую марку и производителя. Обоснование дало в пояснительной записке к решению о закупке и в техническом проекте «Модернизация».
Истец предложил аналогичное оборудование другой торговой марки. По итогам конкурса ответчик отклонил предложение истца, как не соответствовавшее требованиям конкурсной документации.
В иске истец ссылался на нарушение ответчиком п. 12.19 Положения о закупках ОАО «Организатор». В частности, при указании конкретной торговой марки (производителя) предмет закупки должен был включать обоснование использования конкретной модели товара. Кроме того, в силу п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках при описании предмета госзакупки в документах, представляемых для подготовки предложения, заказчик не имел права указывать товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, изобретение, полезную модель, промышленный образец, наименование производителя или поставщика.
Суд отказал в удовлетворении иска о признании действий ОАО «Организатор» незаконными. Ответчик не нарушил собственное Положение о закупках. Кроме того, отсутствовало нарушение прав и законных интересов истца, правовые основания для применения законодательства к спорной процедуре закупки за счет собственных средств. Не было нарушения и в том, что ответчик обосновал выбор конкретной марки не в задании на закупку, а в пояснительной записке к решению о закупке.
Решение суда первой инстанции поддержали суды апелляционной и кассационной инстанции.

В завершение напомним, что приложение 1 к постановлению N 229 содержит перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие данного постановления. Так, постановление N 229 не регулирует закупку товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 базовых величин по одной сделке; закупку товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов; закупку коммунальных услуг.

Более того, если организация — частная, ее закупки не регулирует ни Закон о госзакупках, ни постановление N 229, и ограничений в выборе производителя в этом случае нет. Главное не допускать действий, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции <*>.