Порой у субъектов хозяйствования возникает необходимость в проведении госзакупок услуг по охране объектов и по техобслуживанию и ремонту охранно-пожарной сигнализации. В материале рассмотрим особенности проведения таких госзакупок.

1. Услуги по охране объектов

По общему правилу на выбор вида процедуры госзакупки влияют ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах) и сам товар (работа, услуга).

В отношении услуг по охране объектов отметим, что в соответствии с действующим законодательством охранная деятельность представляет собой деятельность госорганов и иных организаций по охране физлиц, охране объектов юр- и физлиц от противоправных посягательств, в том числе от незаконных проникновений на них, а также проектирование, монтаж, наладку и техобслуживание средств и систем охраны (абз. 2 ст. 1 Закона об охранной деятельности).

Этим же актом установлена компетенция Президента Республики Беларусь на утверждение перечня объектов, подлежащих обязательной охране специальным органом охраны (абз. 5 ст. 5 Закона об охранной деятельности). В свою очередь, Указом N 534 утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны МВД.

При этом охрана объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны МВД, является исключительным правом государства, реализуемым только Департаментом охраны МВД, если иное не установлено Указом N 534 (подп. 2.2 п. 2 Указа N 534).

Одним из оснований для применения процедуры закупки из одного источника является п. 4 приложения к Закону о госзакупках. В соответствии с ним допускается применение закупки из одного источника при приобретении товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юрлицами, 100% простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами.

В этой связи, полагаем, исключительность осуществления обязательной охраны Департаментом охраны МВД, а также установление соответствующей компетенции законодательными актами являются основанием для применения закупки из одного источника.

В то же время даже наличие одного субъекта для оказания соответствующих услуг не исключает необходимости применения постановления N 30 и проведения изучения конъюнктуры рынка с той лишь особенностью, что может изучаться информация в сети Интернет о ценах, а при ее отсутствии запрос о предоставлении сведений направляется указанному выше субъекту.

В качестве требований к участнику устанавливаются предусмотренные п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках, наличие специального разрешения (лицензии) не требуется.

2. Услуги по техобслуживанию и ремонту охранно-пожарной сигнализации

Вид процедуры госзакупки определяется по общим правилам Закона о госзакупках  (ст. 18), в том числе в зависимости от ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах).

Требования к участникам устанавливаются на основании п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках. В их числе будет свидетельство о госрегистрации. Также следует учитывать, что проектирование, монтаж, наладка и техобслуживание средств и систем охраны (либо выборка из указанного перечня работ) относятся к составляющим услугам охранной деятельности, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия). Исключения, когда лицензия не требуется, установлены п. 380 Положения о лицензировании.

3. Изменение договора

Следует учитывать, что с 27.03.2022 действует норма, на основании которой допускается изменение предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), а также цены договора об оказании (выполнении) Департаментом охраны МВД охранных услуг (работ), оплачиваемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, в случае возникновения при выполнении такого договора необходимости использования запасных (составных) частей средств и систем охраны, материалов, не включенных в тарифы на охранные услуги (работы) и не учтенных при его заключении (п. 1-1 постановления N 632).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex