К таким источникам финансирования, освоение которых при строительстве осуществляется с обязательным применением названных нормативных правовых актов, относятся средства республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (при полном либо частичном финансировании за счет указанных средств).

Вместе с тем действие Указа N 223 и соответственно постановления N 88 ограничено двухлетним периодом, который составляет период с 1 июля 2019 г. до 1 июля 2021 г. Это, в свою очередь, обусловлено действием норм Договора о ЕАЭС, который позволяет государствам — членам ЕАЭС устанавливать иные правила закупок, чем предусмотрены Протоколом о порядке регулирования закупок, только на 2 года как особенности.

Иные правила в данном случае выражаются в том, что применяются процедуры закупок (подрядные торги, торги на закупку товаров при строительстве, переговоры, биржевые торги) не из числа предусмотренных Протоколом о порядке регулирования закупок и действуют иные условия их организации и проведения, чем установлены Протоколом о порядке регулирования закупок.

И хотя подобные особенности закупок государствами-членами могут устанавливаться неоднократно, тем не менее в период после 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве будут регулироваться законодательством о госзакупках. Причем какого-либо нормативного правового акта для отмены Указа N 223 не требуется, так как его действие прекращается по наступлении даты 1 июля 2021 г.

Соответствующая информация размещена на сайте МАиС, где подчеркивается, что Указ N 223 действует до 1 июля 2021 г. Оснований для его пролонгации у МАиС не имеется. В целях дальнейшей гармонизации законодательств в сфере закупок между странами — партнерами по ЕАЭС с 1 июля 2021 г. строительная отрасль при осуществлении закупок за счет бюджетных средств будет руководствоваться Законом о госзакупках.

В этой связи обратим внимание на ряд аспектов, которые необходимо учесть заказчикам (организаторам) в законодательстве о госзакупках применительно к сфере строительства.

Источники финансирования

Закон о госзакупках определяет заказчика, для которого обязательно проведение процедур госзакупок и применение Закона о госзакупках. Им является получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. Источником для оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) являются бюджетные средства и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Следовательно, если субъект не является получателем указанных средств, применение законодательства о госзакупках не требуется.

Также может иметь место ситуация так называемого смешанного финансирования приобретения товаров (работ, услуг), когда, например, приобретение оборудования, предусмотренного проектной документацией, частично предполагается финансировать за счет бюджета и частично за счет собственных средств заказчика. В этом случае также требуется применение законодательства о госзакупках.

Планирование госзакупок

Закон о госзакупках устанавливает обязательное планирование приобретения товаров (работ, услуг). Общее правило при формировании годового плана госзакупок состоит в том, что в него попозиционно включаются однородные товары (работы, услуги) исходя из их годовой потребности.

Вместе с тем для строительства предусмотрено специальное правило. Так, в годовой план при его формировании товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Это означает, что один и тот же товар (например, бетонные блоки), если он требуется для строящихся у заказчика пяти объектов строительства, будет отражен в годовом плане госзакупок пять раз для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.

Как следствие, с учетом п. 2 ст. 18 Закона о госзакупках вид процедуры госзакупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг) по каждому объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам) по всем пяти объектам.

ЭТП

Обращаем внимание на то, что все виды конкурентных процедур госзакупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) проводятся на ЭТП:

— ЭТП информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен»;

— ЭТП открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

Выбор конкретной ЭТП для проведения на ней процедуры госзакупки осуществляет заказчик. Саму процедуру госзакупки вправе провести заказчик сам или с привлечением организатора (ст. 13 Закона о госзакупках).

Вся информация с ЭТП переразмещается в ГИАС. Но непосредственно заказчик (организатор) в ней ничего не должен размещать.

В связи с электронным форматом процедур госзакупок заказчикам (организаторам) необходимо получить электронную цифровую подпись и атрибутный сертификат к ней, а также аккредитоваться на ЭТП, если такой аккредитации не было на дату 1 июля 2019 г.

Ориентировочная стоимость, описание предмета госзакупки

При принятии решения о проведении процедуры госзакупки требуется определить ориентировочную стоимость предмета госзакупки.

О том, как формируется предмет госзакупки, Закон о госзакупках устанавливает общее правило, а именно: предмет — это однородные товары (работы, услуги). В приведенном выше примере предметом конкретной процедуры госзакупки будут бетонные блоки. Но если заказчику требуется также приобретение кирпичей глиняных строительных и заказчиком будет обоснована технологическая и функциональная связь между бетонными блоками и кирпичами (неоднородные товары), то процедура госзакупки может быть проведена в составе этих двух товарных позиций с делением на части (лоты) или без такого деления.

Также требуется описание предмета госзакупки. При проведении процедур госзакупок предмет должен быть описан заказчиком по правилам ст. 21 Закона о госзакупках.

При описании предмета госзакупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения, заказчик может использовать один из трех способов описания предмета:

1) указать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету госзакупки, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться, без включения требований или указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) включить требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета госзакупки. Обязательным условием является включение в описание предмета госзакупки слов «или аналог»;

3) включить требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) без слов «или аналог» при необходимости обеспечения совместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также при приобретении запасных частей и расходных материалов к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары. Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения (абз. 2, 4 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках).

Что касается ориентировочной стоимости предмета госзакупки, то она определяется по правилам, установленным постановлением N 35.

Им, в частности, определен способ для сферы строительства, а именно проектно-сметный, который применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета госзакупки определяется в том числе на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (подп. 1.4 п. 1 постановления N 35).

Требования к участникам госзакупок

Требования к участникам госзакупок отличаются от тех, которые установлены постановлением N 88. Законом о госзакупках предъявляются требования:

— соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом госзакупки. Применительно к сфере строительства такими требованиями, установленными законодательством, могут быть случаи лицензирования отдельных видов деятельности, аттестации соответствия;

— соответствие дополнительным требованиям к участникам, которые установлены приложением 1 к постановлению N 395. Они касаются случая, когда закупаются услуги столовых и буфетов учреждений образования, соответственно, сферы строительства не касаются;

— отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения). Данное требование не распространяется на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации). Начиная с этого требования и далее, подтверждение соответствия им осуществляется участником процедуры госзакупки в заявительном порядке (с предоставлением соответствующего заявления);

— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок;

— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны быть включены в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;

— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, работник (работники) таких юридического лица или индивидуального предпринимателя не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

— юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры госзакупки;

— физическое лицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями;

— юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), индивидуальный предприниматель не должен находиться в стадии прекращения деятельности;

— в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);

— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;

— юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания (п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках).

Открытый конкурс: оценка предложений

Если проводится открытый конкурс, то критерии оценки, а также способ оценки и сравнения предложений установлены нормативно в постановлении N 449.

Все, что нужно сделать заказчику (организатору), — это выбрать из критериев стоимостной и нестоимостной групп критерии для конкретного предмета госзакупки и перенести их в конкурсные документы вместе со способом оценки и сравнения предложений.

Преференциальная поправка, участие субъектов малого и среднего предпринимательства

Условия применения преференциальной поправки, включая документы, которыми подтверждается право на применение преференциальной поправки, установлены императивно на основании подп. 1.5, 1.6 п. 1 постановления N 395. И, кроме того, следует учитывать установленные условия допуска по определенным видам товаров (на основании постановления N 206).

И условия применения преференциальной поправки, и условия допуска необходимо отражать в документах, предоставляемых для подготовки предложения. Также важно помнить, что такие документы утверждаются заказчиком (организатором) и не позднее одного рабочего дня после этого должны быть размещены на ЭТП.

Закон о госзакупках устанавливает особенности проведения процедуры госзакупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

Так, субъектам малого и среднего предпринимательства гарантируется предоставление возможности участия в процедурах госзакупок по перечню товаров (работ, услуг), утвержденному приложением 3 к постановлению N 395. Если предмет госзакупки и его объем (количество) могут распределяться по частям (лотам), формируются части (лоты), одна из которых должна составлять не более 10% объема (количества) этого предмета госзакупки. Участниками по такой части (лоту) могут выступать только субъекты малого и среднего предпринимательства, предлагающие товары (работы, услуги) собственного производства согласно упомянутому перечню.

Подписание договора и хранение документов по процедуре

По конкурентным процедурам госзакупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) договор заключается в виде электронного документа на ЭТП. Таким же образом на ЭТП осуществляется его изменение, расторжение. Соответственно руководителю заказчика или его уполномоченному лицу потребуется электронная цифровая подпись для подписания такого договора на ЭТП. Справка по результатам процедуры требуется, только если проводится процедура закупки из одного источника. Но по каждому из видов процедур необходимо формирование дела по процедуре госзакупки с включением в него информации, предусмотренной п. 1 ст. 28 Закона о госзакупках.

Изменение условий договора

Основания для изменения условий договора предусмотрены Законом о госзакупках и постановлением N 395. Так, не допускается изменять порядок оплаты и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (ч. 1 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках).

Допускается изменять:

1) предмет госзакупки, если им являются товары. Это возможно в условиях обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком, когда допускается поставка товаров, являвшихся предметом госзакупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор (ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона о госзакупках);

2) объем (количество) товаров (работ, услуг), но не более чем на 10 процентов. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения;

3) сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в сторону увеличения по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры госзакупки;

4) цену договора при ее уменьшении без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в том числе их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик;

5) цену договора при ее изменении в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов);

6) срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при их изменении в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп. 1.8 п. 1 постановления N 395).

Выскажем мнение относительно допустимости изменения условий договора госзакупки, если это договор строительного подряда, на основании Правил N 1450. Так, изменение условий договора в период его исполнения возможно по соглашению сторон, кроме случаев, предусмотренных Правилами N 1450 и иными актами законодательства. При этом не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением случаев, указанных в п. 73 Правил N 1450 (п. 72 Правил N 1450).

Поскольку норма в п. 72 Правил N 1450 содержит условие заключения договора строительного подряда, а именно такой договор заключается по результатам подрядных торгов, то при их отсутствии (при применении законодательства о госзакупках подрядные торги не проводятся), полагаем, применение данной нормы не допускается. Соответственно основания для изменения договора строительного подряда, заключенного по результатам проведения процедуры госзакупки, могут быть предусмотрены ст. 24 Закона о госзакупках и подп. 1.8 п. 1 постановления N 395.

Камеральная проверка

Еще один аспект, который необходимо учитывать при применении законодательства о госзакупках, — это проведение камеральной проверки уполномоченным госорганом по госзакупкам (МАРТ).

Если при проведении процедуры госзакупки подана жалоба потенциальным участником или участником в МАРТ и она принята к рассмотрению, то МАРТ проводит камеральную проверку процедуры (это касается открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) (п. 1 ст. 54 Закона о госзакупках). Если в ходе проведения процедуры выявлены нарушения законодательства о госзакупках, МАРТ составляет акт и размещает его в открытом доступе в ГИАС, по которому в случае несогласия заказчик (организатор) может направить через ЭТП возражения. По результатам их рассмотрения МАРТ выносит предписание об устранении нарушений, если посчитает возражения по акту камеральной проверки необоснованными. Данное предписание обязательно для выполнения, и о его исполнении заказчик (организатор) должен уведомить МАРТ (ст. 55 Закона о госзакупках).

Административная ответственность

Также обращаем внимание на то, что нарушение требований законодательства о госзакупках влечет применение мер административной ответственности.

С 1 марта 2021 г. такая ответственность наступает в соответствии со ст. 12.9 КоАП за нарушение законодательства о госзакупках. Если речь о приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве, то:

с 1 марта 2021 г. до 1 июля 2021 г. за нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве применяется ст. 12.10 КоАП;

с 1 июля 2021 г. по истечении срока действия Указа N 223 будут применяться нормы ст. 12.9 КоАП.

Таким образом, при наступлении очередного переходного периода от специальных норм Указа N 223 к законодательству о госзакупках следует учитывать нормы Закона о госзакупках и иных актов, регулирующих госзакупки. Также, полагаем, потребуется учитывать и момент начала процедуры закупки для целей определения законодательства, применимого к процедурам, которые будут проводиться в переходный период.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex