Вопрос: Проводить ли маркетинговые исследования при осуществлении закупок в строительной сфере?

Ответ: Да, проводить.

Что касается необходимости проведения маркетинговых исследований до начала процедуры закупки, нередко можно слышать мнение о том, что в случае если приглашение к участию в процедуре закупки размещается публично, например на электронной торговой площадке, то и маркетинговые исследования до начала процедуры закупки проводить незачем. Мол, потенциальные поставщики сами придут, увидев приглашение в интернете, а ориентировочную стоимость закупки можно определить по ранее осуществленным закупкам.

Данное мнение представляется не вполне обоснованным.

Маркетинговые исследования конъюнктуры рынка являются необходимым этапом проведения любых конкурентных процедур закупок. На основании полученных результатов заказчик определяет ориентировочную стоимость закупки и средний уровень актуальных цен, которые действуют на существующем рынке. Также маркетинговые исследования позволяют определить возможные условия поставки и оплаты приобретаемого товара.

Таким образом, маркетинговые исследования позволяют заказчику определить необходимый объем финансирования и возможные условия договора, а также обеспечить направление приглашений потенциальным поставщикам, которые могут и не обратить внимание на приглашение, размещенное в интернете.

Кроме того, есть еще несколько причин, которые требуют проведения полноценных маркетинговых исследований при подготовке процедуры закупки.

В первую очередь это норма абз. 4 п. 48 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утв. постановлением Совмина от 31.01.2014 N 88 (далее — Положение N 88).

В соответствии с данной нормой решение о проведении торгов на закупку товаров принимается при наличии результатов исследования конъюнктуры рынка, проведенного на стадии планирования размещения заказа в целях получения информации о ценах идентичных товаров или при их отсутствии однородных товаров, на основании данных, установленных в проектной, в том числе сметной, документации, техническом задании.

Также согласно норме абз. 4 п. 63 Положения N 88 при проведении процедуры переговоров на закупку товаров в случае направления приглашения только одному поставщику в связи с отсутствием конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику. Такое обоснование может быть сделано именно на основании полученных результатов маркетинговых исследований.

Таким образом, в некоторых случаях обязанность проведения маркетинговых исследований при закупках в строительстве прямо предусмотрена Положением N 88.

Кроме того, наличие у конкурсной комиссии документально подтвержденной информации об ориентировочной стоимости закупки, видах и характеристиках предмета закупки, представленных на рынке, уровне цен, информации о потенциальных поставщиках, предлагаемых потенциальными участниками условиях поставки и оплаты приобретаемого товара позволяет комиссии принимать объективные и обоснованные решения о выборе наиболее выгодного предложения либо отклонении всех представленных предложений, если, по мнению комиссии, они не являются выгодными для предприятия.

Кроме того, наличие в распоряжении конкурсной комиссии результатов маркетинговых исследований значительно сокращает риск совершения коррупционных правонарушений, поскольку в этом случае недобросовестным работникам значительно сложнее обосновать целесообразность закупки товаров (работ, услуг) по завышенным ценам.

Отметим, что документы, содержащие результаты исследования конъюнктуры рынка, целесообразно прилагать к протоколу заседания конкурсной комиссии по выбору победителя торгов.

Примерный перечень документов, которыми могут подтверждаться результаты маркетинговых исследований, приведен в ч. 5 п. 48 Положения N 88. К ним, в частности, относятся: ответы поставщиков на запросы информации о ценах товаров, официальные прайс-листы, распечатки данных сайтов поставщиков из глобальной компьютерной сети Интернет и иные документы. Согласно той же норме подтверждением изучения рынка могут выступать сведения, представленные Белорусской торгово-промышленной палатой, информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен», соответствующим республиканским органом государственного управления и иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, осуществляющими регулирование и управление в отрасли (сфере деятельности), к которой относится производство закупаемого товара, а также из каталога оборудования, конструкций, изделий и материалов для строительства зданий и сооружений жилищно-гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, сформированного Министерством архитектуры и строительства.

Также отметим, что в соответствии с ч. 7 п. 48 Положения N 88 заказчик вправе привлечь на основании договора специализированную организацию для проведения исследования конъюнктуры рынка. При этом такая организация впоследствии не может быть участником закупки, в рамках которой ею осуществлялись функции по исследованию конъюнктуры рынка.