При осуществлении хозяйственной деятельности в строительстве у субъектов хозяйствования порой возникают ситуации, когда непонятно, есть ли необходимость проводить процедуру закупок или нет. Рассмотрим подробнее данную проблему на примере следующей ситуации.

Были проведены переговоры по текущему ремонту объекта за бюджетные средства и переговоры по выбору технадзора за текущим ремонтом на объекте. В ходе выполнения работ были выявлены допработы по текущему ремонту, на которые готовится отдельная процедура переговоров. Необходимо ли проводить переговоры по выбору технадзора за допработами по текущему ремонту?

В первую очередь нужно отметить, что технадзор относится к услугам в строительной деятельности <*>.

Также понятие технадзора приведено в п. 2.10 ТКП 45-1.03-162-2009. Технадзор в строительстве — часть строительного процесса, включающего контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям действующих ТНПА и утвержденной проектно-сметной документации, а также освидетельствование, приемку и учет выполненных работ.

При строительстве с привлечением полностью либо частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома закупки работ, услуг осуществляются путем проведения подрядных торгов либо переговоров, если иное не установлено Указом N 223 <*>.

Проведение подрядных торгов не является обязательным при заключении договоров на внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика; выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных проектной, в том числе сметной, документацией на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством <*>.

При этом в случаях, предусмотренных в подп. 1.6 п. 1 Указа N 223, закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов <*>.

На практике, по мнению автора, как правило, в большинстве случаев, для выбора подрядчика на выполнение допработ, ранее не учтенных проектной документацией, применяется процедура переговоров.

МАиС в своем письме N 04-3-05/14559 дал разъяснение некоторых вопросов проведения указанных закупок.

В частности, по усмотрению заказчика для выполнения допработ на объекте возможно привлечение иных подрядных организаций. В этом случае по результатам процедур закупок необходимо заключить новый договор строительного подряда.

Однако для выполнения допработ заказчик вправе привлекать подрядную организацию, с которой уже заключен договор подряда на данном объекте. В этом случае по результатам процедур закупок заключается дополнительное соглашение к ранее заключенному договору.

Также обращено внимание на то, что на основании п. 62 Положения N 88 в организации и проведении переговоров принимают участие организатор переговоров и участник (участники) <*>. Таким образом, законодатель установил, что при проведении переговоров допустимо рассматривать предложение одного участника. И в этом случае процедура переговоров также признается состоявшейся.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации заказчику необходимо проводить процедуру закупки и он может в том числе провести переговоры по выбору технадзора за допработами по текущему ремонту.

С 1 июля 2021 г. к закупкам при строительстве за счет бюджетных средств применяются нормы Закона о госзакупках.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex