В настоящем материале будут рассмотрены следующие вопросы, касающиеся формирования лотов при проведении закупок за счет собственных средств: когда возможно формирование лотов, для чего это может быть нужно заказчику, как заключается договор с победителем по нескольким лотам, вправе ли участник принимать участие в закупке только по одному из лотов.

Основной нормативный правовой акт в сфере осуществления закупок за счет собственных средств, а именно постановление N 229, не устанавливает порядок формирования частей (лотов) предмета процедуры закупки при осуществлении закупок за счет собственных средств. Косвенное подтверждение возможности формирования частей (лотов) при осуществлении закупок за счет собственных средств можно найти в абз. 4 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229, закрепляющем возможность применения процедуры закупки из одного источника при наличии факта несостоявшейся конкурентной процедуры закупки по всему предмету или части (лоту) и нецелесообразности проведения именно конкурентной процедуры закупки.

С учетом требований постановления N 229 к порядку закупок за счет собственных средств организация, осуществляющая закупки за счет собственных средств (далее — организация), может определить порядок формирования частей (лотов) в своем порядке закупок за счет собственных средств <*>. По мнению автора, это не является обязательным, в том числе с учетом сложившейся правоприменительной практики. Формировать или не формировать части (лоты) предмета закупки относится к компетенции организации. Даже если практически предмет закупки может быть разделен на части (лоты), то отсутствует законодательно закрепленная обязанность организации их выделять. Данный вопрос решается самостоятельно организацией, т.е. по ее усмотрению с учетом специфики предмета закупки.

Пример 1
В качестве критериев выделения лотов могут приниматься определенные характеристики предмета закупки (при закупке бумаги офисной выделение лота для бумаги формата А4 и лота для бумаги формата А3 или лоты по иным критериям).

Вместе с тем, поскольку порядок закупок за счет собственных средств, принятый организацией, должен содержать требования к заключению и исполнению договора на закупку, то, полагаем, в данном локальном правовом акте должен быть отражен порядок заключения договора при выделении частей (лотов).

Пример 2
В порядке закупок за счет собственных средств может предусматриваться, что заключается договор по каждой части (лоту) или заключается один договор с победителем процедуры закупки по нескольким частям (лотам). В последнем случае проект договора на закупку (его условия), содержащийся в документации на закупку, должен быть одинаков для всех частей (лотов).

Участник самостоятельно решает, в закупках по каким частям (лотам) он будет участвовать. Возможно участие как по всем частям (лотам), так и по нескольким либо одному.

При выделении частей (лотов) необходимо соблюдать антимонопольные требования к закупкам, предусмотренные ст. 24 Закона N 94-З, т.е. выделение организацией частей (лотов) в предмете закупки не должно приводить к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, например создавать преимущественные условия для участника.

Пример 3
Организация таким образом сформировала лоты, что принять участие в данной процедуре закупки по этим частям (лотам) может единственный поставщик (подрядчик, исполнитель). В данном случае присутствует потенциальный риск нарушения ст. 24 Закона N 94-З, если при проведении антимонопольного расследования согласно п. 3 этой статьи в порядке, предусмотренном гл. 6 Закона N 94-З, будет установлен факт недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Такая закупка товаров может быть признана недействительной судом по иску МАРТ. Помимо этого, согласно ст. 45 Закона N 94-З организации может быть вынесено обязательное для исполнения предписание.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex