Вопрос необходимости соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств при приобретении товаров (работ, услуг) решается в зависимости от правового статуса конкретной организации.

Так, в случае если субъект относится к организациям, перечисленным в подп. 1.1 п. 1 постановления N 229, то закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств ему следует осуществлять в соответствии с указанным постановлением.

В то же время при осуществлении таким субъектом закупки ему необходимо учитывать положения приложения 1 к постановлению N 229, определяющего перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств не распространяется действие постановления N 229.

Одним из случаев, который позволяет осуществлять приобретение товаров (работ, услуг) без учета требований постановления N 229, является случай осуществления закупок на сумму до 1000 БВ по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки, за исключением закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (п. 9 приложения 1 к постановлению N 229).

В то же время на практике применение указанного исключения вызывает ряд вопросов.

Одним из ключевых вопросов в данной ситуации является вопрос о том, что же стоит понимать под сделкой и как исчислять ее сумму.

Постановлением N 229 не установлены особенности применения термина «сделка» для целей закупок. В связи с этим представляется, что понятие «сделка» используется в постановлении N 229 в значении, применяемом в гражданском законодательстве.

В соответствии с ГК сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 154 ГК). При этом сделки могут быть дву- или многосторонними (договоры) и односторонними (п. 1 ст. 155 ГК).

Очевидно, что в случае, когда речь идет о закупке товаров (работ, услуг), необходимо выражение согласованной воли (действий) как минимум двух сторон — лица, желающего приобрести товар (работу, услугу), и собственника соответствующего товара (работы, услуги). Следовательно, в контексте п. 9 приложения 1 к постановлению N 229 под сделкой понимается дву- или многосторонняя сделка, то есть договор.

При этом ограничение до 1000 БВ по одной сделке предполагает общую сумму не более указанной величины. Соответственно в случае заключения договора отдельные акты (счета-фактуры), выставленные в рамках его исполнения, не являются сделками, пусть даже и содержат все существенные условия договора. Сумму сделки в такой ситуации следует определять исходя из общей суммы всех актов (счетов-фактур) к договору. При этом представляется, что сумма заключенного договора не может быть увеличена более 1000 БВ, в том числе посредством заключения дополнительного соглашения к договору. Соответственно в ситуации, когда общая сумма по договору достигла 1000 БВ, дополнительное количество товаров (работ, услуг) по данному договору не может быть приобретено. В такой ситуации в зависимости от стоимости дополнительной потребности организации необходимо будет либо проводить закупку в соответствии с требованиями постановления N 229, либо, если сумма дополнительной потребности не превышает 1000 БВ, можно будет повторно применить п. 9 приложения 1 к постановлению N 229 и заключить новый договор без соблюдения требований указанного постановления. При этом при определении стоимости новой закупки стоимость ранее приобретенных товаров (работ, услуг) не учитывается.

В то же время, если сделка совершена в соответствии с п. 3 ст. 404 и п. 3 ст. 408 ГК, то есть когда на основании письменного запроса без заключения договора как отдельного документа была произведена разовая отгрузка товаров (оказание услуг, выполнение работ), то сумму сделки в таком случае следует определять по сумме акта (счета-фактуры), выставленного после соответствующей отгрузки товаров (оказания услуг, выполнения работ).

Одновременно необходимо иметь в виду, что в соответствии с требованиями п. 9 приложения 1 к постановлению N 229 ключевой является и дата принятия решения о проведении закупки, что, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего подтверждения факта принятого решения о проведении закупки (например, издания приказа, распоряжения, составления докладной записки о приобретении, утверждения заявки на приобретение товаров (работ, услуг) и т.п.). Следовательно, датой принятия решения будет являться дата соответствующего документа. В то же время прямой обязанности составления в таком случае отдельного документа постановление N 229 не содержит. Соответственно при отсутствии отдельного документа представляется, что датой принятия решения можно считать дату заключения либо направления договора (заявки) контрагенту. Непосредственно на эту дату для возможности применения п. 9 приложения 1 к постановлению N 229 у организации должна быть потребность в соответствующих товарах (работах, услугах) на сумму до 1000 БВ.

В заключение необходимо отметить, что постановление N 229 не ограничивает количество раз и временные рамки заключения договора в соответствии с п. 9 приложения 1 к постановлению N 229. Соответственно правовых последствий осуществления закупок посредством заключения договоров по одному и тому же предмету на сумму до 1000 БВ в случае, если годовая сумма закупки превышает указанную сумму, законодательство в сфере закупок за счет собственных средств не предусматривает.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex