Вопрос: У торговой организации есть автомобиль, на внешней поверхности которого нанесена пленка с рекламным изображением реализуемых товаров. В июне 2022 г. заключен договор со сторонней организацией, которая изготовила новые элементы изображения и заменила ими выцветшие, оборванные элементы. Как отразить в учете изготовление и замену элементов, если автомобиль числится в составе основных средств? Облагаются ли оказанные услуги сбором за размещение (распространение) рекламы?

Ответ: В бухучете расходы на изготовление и замену элементов рекламного изображения учитываются на счете 44, при расчете налога на прибыль — в прочих нормируемых затратах. Сбором за размещение (распространение) рекламы оказанные услуги не облагаются.

Обоснование: Стоимость пленки с рекламным изображением, изначально нанесенная на внешнюю сторону автомобиля, его первоначальную стоимость не увеличивала (п. 14 Инструкции N 26). Стоимость пленки и стоимость услуг по ее нанесению, признаваемые затратами на рекламу, торговая организация первоначально в бухучете должна была отразить на счете 44 «Расходы на реализацию» и по окончании отчетного периода отнести на субсчет 90-6 «Расходы на реализацию»(ч. 1, 3 и 4 п. 35 Инструкции N 50; ч. 2 п. 2, абз. 3 п. 12 Инструкции N 102).

Замену пришедших в негодность элементов рекламного изображения, нанесенного на автомобиль, нельзя отнести к реконструкции, модернизации, дооборудованию транспортного средства. Также такая замена не относится к иным установленным законодательством случаям, изменяющим первоначальную стоимость автомобиля (п. 14 Инструкции N 26).

Кроме того, считаем, что при замене элементов рекламного изображения не производится восстановление исправности или работоспособности автомобиля или его составных частей с приведением его (их) в соответствии с требованиями ТНПА. Замененные элементы не предотвращают дальнейший интенсивный износ составных частей автомобиля. Иными словами, замену негодных элементов пленки нельзя отнести к ремонту автомобиля в целом или его составных частей.

Стоимость изготовленных элементов пленки и услуги по замене можно отнести к затратам на рекламу. В бухучете торговая организация учитывает их на счете 44 «Расходы на реализацию». По окончании отчетного периода в полной сумме списывает в дебет субсчета 90-6 (ч. 1, 3 и 4 п. 35 Инструкции N 50; ч. 2 п. 2, абз. 3 п. 12 Инструкции N 102).

При расчете налога на прибыль к затратам по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — затраты по производству и реализации) относятся затраты на рекламу, указанные в подп. 2.10 ст. 170 НК. Иные затраты на рекламу учитываются в прочих нормируемых затратах (подп. 2.10 ст. 171 НК). Затраты на рекламу на транспортном средстве в подп. 2.10 ст. 170 НК не поименованы. Следовательно, в нашей ситуации затраты на изготовление и замену изношенных элементов рекламного изображения включаются в прочие нормируемые затраты.

Плательщиками сбора за размещение (распространение) рекламы признаются белорусские юрлица и ИП, являющиеся рекламодателями (за некоторым исключением). Объектом обложения сбором является размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, включая размещение (распространение рекламы в глобальной сети Интернет) (подп. 2.1 и 2.3 Указа N 131). Исключения, когда размещение (распространение) рекламы не признается объектом обложения сбором, определены в ч. 1 подп. 2.4 Указа N 131. МАРТ разъясняет, что под размещением (распространением) рекламы понимается доведение в любой форме с помощью любых средств рекламы до сведения потребителей рекламы.

Базой для расчета сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (подп. 2.5 Указа N 131). Стоимость услуг должна быть указана в договоре, предусматривающем оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, или в ином документе, являющемся неотъемлемой частью договора (например, в акте или счете-протоколе) (разъяснение МАРТ).

По нашему мнению, услуги по изготовлению и замене элементов рекламного изображения относятся к услугам по производству рекламы. Такие услуги сбором не облагаются. Соответственно, со стоимости данных услуг организации не нужно уплачивать сбор за размещение (распространение) рекламы (см. разъяснение МАРТ в отношении обложения сбором услуг по производству рекламы).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex