Вопрос: Нужна ли доверенность на передачу полномочий директора его заместителю, если в уставе организации напрямую указано, что во время отсутствия директора его функции выполняет его заместитель?

Ответ: Доверенность нужна заместителю директора при представительстве интересов организации перед третьими лицами. При временном выполнении полномочий директора, не влекущем представительства интересов организации перед третьими лицами, доверенность не требуется.

Обоснование: Руководитель юрлица в пределах своей компетенции действует от его имени без доверенности (ч. 1 п. 5 ст. 186 ГК). Это означает, что право действовать от имени юрлица без доверенности предоставлено только руководителю, т.е. в рассматриваемой ситуации директору организации. Иные работники юрлица, включая заместителя директора, могут действовать от имени юрлица только по выданной директором доверенности.

Отметим, что доверенность от имени юрлица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это уставом этой организации (ч. 1 п. 5 ст. 186 ГК). Однако в данной ситуации речь идет не о возможности иных работников, помимо директора, действовать от имени организации без доверенности, а о том, что помимо директора доверенности от имени юрлица могут выдаваться за подписью иных лиц, уполномоченных на это уставом.

Нужно учитывать, что доверенность необходима работнику для представительства интересов юрлица перед третьими лицами. Значит, если заместитель директора намерен представлять интересы организации (например, заключить сделку) в отсутствие директора, ему нужна доверенность на совершение этих действий. Такую доверенность может выдать уполномоченное уставом лицо. Если при временном отсутствии директора его заместителю требуется выполнять полномочия руководителя на основании норм устава (например, принять на работу или уволить работника), то для исполнения этих функций доверенность не требуется (п. 1 ст. 186 ГК).