И.В.Рузова,
юрист

В последние годы в Республике Беларусь активно обсуждается вопрос целесообразности создания в нашей стране специального госоргана, ответственного за регулирование правоотношений в сфере цифрового развития. В этой связи вызывает интерес зарубежный опыт госуправления и регулирования в данной сфере.

1. Российская Федерация

Ключевую роль в госуправлении в цифровой сфере в Российской Федерации играет Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (далее — Минкомсвязь), которое по своему статусу является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

В соответствии с Положением о Минкомсвязи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, Минкомсвязь, в частности:

— осуществляет нормативное регулирование:

развития информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

обработки персональных данных;

оказания госуслуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования этих технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним;

— устанавливает:

требования по информационной безопасности информационных систем, в том числе информационных систем персональных данных (за исключением информационных систем критически важных объектов), информационно-телекоммуникационных сетей и других сетей связи;

требования к формату данных в государственных информационных системах;

порядок формирования и ведения реестров квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также представления информации из таких реестров;

правила аккредитации удостоверяющих центров и порядок проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами установленных требований.

Кроме того, рядом иных постановлений Правительства Российской Федерации Минкомсвязь наделено следующими полномочиями:

является оператором единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

утверждает технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия;

осуществляет координацию деятельности по подключению к единой системе межведомственного электронного взаимодействия;

координирует работы по подключению информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

является оператором государственных информационных систем, входящих в состав инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций;

осуществляет контроль за обеспечением соблюдения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации;

осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти по использованию единой системы идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование в сфере идентификации граждан Российской Федерации на основе биометрических персональных данных;

является оператором федеральной государственной информационной системы «Федеральный ситуационный центр электронного правительства»;

является уполномоченным органом по обеспечению технического функционирования федеральной государственной информационной системы «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации» и выполняет функции оператора единой системы.

В ведении Минкомсвязи находится Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее — Роскомнадзор), которая также обладает статусом федерального органа исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Роскомнадзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 N 228, Роскомнадзор имеет следующие основные функции в информационной сфере:

осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

координирует обеспечение устойчивого, безопасного и целостного функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

устанавливает требования к национальной системе доменных имен, порядок ее создания, в том числе формирования информации, содержащейся в ней, а также правила ее использования, включая условия и порядок предоставления доступа к информации;

определяет технические условия установки технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Кроме надзорных функций Роскомнадзор выполняет роль уполномоченного федерального органа исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных. В рамках реализации данной функции Роскомнадзор осуществляет создание, формирование и ведение автоматизированной информационной системы «Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных».

Необходимо также отметить роль Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее — Комиссия). Она является координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам развития экосистем цифровой экономики и повышения уровня использования информационных технологий и связи в целях формирования в Российской Федерации информационного общества и электронного правительства.

В числе основных функций Комиссии, закрепленных в Положении о Комиссии, утвержденном постановлением Правительством Российской Федерации от 07.09.2018 N 1065, можно выделить:

определение приоритетных направлений, форм и методов госрегулирования в целях развития цифровой экономики;

обеспечение конкурентоспособности российской экономики и улучшения условий ведения предпринимательской деятельности на основе применения цифровых технологий;

расширение использования информационных технологий для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых гражданам и организациям;

развитие технологий, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий и ряд других функций.

2. Республика Казахстан

Уполномоченным органом в цифровой сфере в Республике Казахстан является Министерство цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, которое наделено следующими полномочиями:

отвечает за реализацию государственной политики в области цифрового развития страны в сферах инновационной деятельности, связи, оказания госуслуг, электронной промышленности, а также занимается развитием электронного правительства, координацией деятельности Государственной корпорации «Правительство для граждан», вопросами информационной безопасности;

осуществляет госконтроль в сфере информатизации.

Государственное управление в цифровой сфере осуществляют также следующие субъекты:

Правительство Республики Казахстан:

разрабатывает основные направления государственной политики в сфере информатизации и организует их осуществление;

устанавливает единые требования в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечения информационной безопасности;

определяет перечень критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры, а также правила и критерии отнесения объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры к критически важным объектам информационно-коммуникационной инфраструктуры;

утверждает перечень персональных данных физлиц, включаемых в состав государственных электронных информационных ресурсов;

Оперативный центр информационной безопасности:

отвечает за обеспечение кибербезопасности национального цифрового пространства Республики Казахстан;

Национальный координационный центр информационной безопасности:

Справочно
Национальный координационный центр информационной безопасности является структурным подразделением республиканского государственного предприятия «Государственная техническая служба» Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.

осуществляет межотраслевую координацию по вопросам мониторинга обеспечения информационной безопасности, защиты и безопасного функционирования объектов информатизации электронного правительства, казахстанского сегмента интернета, а также критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры;

создает и обеспечивает функционирование единой национальной резервной платформы хранения электронных информационных ресурсов;

отраслевой центр информационной безопасности — Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (госорган, подчиненный непосредственно Президенту):

осуществляет деятельность по координации обеспечения информационной безопасности финансового рынка и финансовых организаций;

Национальный институт развития в области ИКТ:

осуществляет реализацию мер государственной поддержки развития отрасли ИКТ;

оказывает информационно-аналитические и консультационные услуги в области ИКТ;

Сервисный интегратор электронного правительства (АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде», определяется Правительством):

участвует в реализации государственной политики в сфере информатизации и внедрении сервисной модели информатизации;

обеспечивает соблюдение единых требований в области ИКТ и обеспечения информационной безопасности, а также правил реализации сервисной модели информатизации;

осуществляет методологическое обеспечение развития архитектуры электронного правительства;

оператор информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства (АО «Национальные информационные технологии», определяется Правительством):

обеспечивает соблюдение единых требований в области ИКТ и обеспечения информационной безопасности, а также правил реализации сервисной модели информатизации;

осуществляет системно-техническое обслуживание и сопровождение интернет-ресурсов госорганов и объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства;

оказывает информационно-коммуникационные услуги госорганам на базе информационно-коммуникационной инфраструктуры электронного правительства;

Государственная техническая служба — республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения Комитета национальной безопасности:

способствует организации формирования, развития и обеспечения безопасности информационного пространства и инфраструктуры связи, в том числе:

осуществляет сопровождение единого шлюза доступа к интернету и единого шлюза электронной почты электронного правительства;

проводит испытания объектов информатизации электронного правительства на соответствие требованиям информационной безопасности;

реализует задачи и функции Национального координационного центра информационной безопасности;

Национальный институт развития в сфере обеспечения информационной безопасности — республиканское государственное предприятие «Институт информационных и вычислительных технологий» Комитета науки Министерства образования и науки:

участвует в реализации государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности;

разрабатывает документы по стандартизации в сфере обеспечения информационной безопасности;

осуществляет научно-техническую деятельность в сфере обеспечения информационной безопасности;

проводит научно-техническую экспертизу проектов в сфере обеспечения информационной безопасности.

Кроме того, госуправление в сфере информационных технологий осуществляют в пределах своей компетенции центральные исполнительные органы и госорганы, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту, а также местные исполнительные органы.

3. Эстонская Республика

В Эстонской Республике в качестве уполномоченного органа в цифровой сфере выступает Министерство экономики и коммуникаций.

В его структуру входит правительственный офис директора по информационным технологиям, который является основным действующим лицом в координации правительственной политики в области ИКТ и политики информационного общества.

В его компетенцию входят развитие деятельности, связанной с информационным обществом в области информационных технологий, а также подготовка законопроектов в соответствующих областях.

Стратегические задачи правительственного офиса директора по информационным технологиям включают координацию действий государственной политики в области информационных технологий и планов развития в области государственных административных информационных систем, таких как государственные бюджеты информационных технологий, законодательство в области информационных технологий, координация ИТ-проектов, контроль в сфере информационных технологий, стандартизация, ИТ-процедуры закупок и международного сотрудничества в области госуправления.

Также в структуру Министерства экономики и коммуникаций входит Департамент развития услуг информационного общества (ITAO), который отвечает за координацию развития услуг государственного сектора. Он разрабатывает и распространяет различные руководящие принципы и руководства, касающиеся общих критериев качества госуслуг, подхода к развитию общественных услуг на протяжении всего жизненного цикла, выбора каналов обслуживания и т.д.

В ведении Министерства экономики и коммуникаций находится также Департамент информационных систем Эстонии (RIA). Он координирует все инфраструктуры открытых ключей, связанные с эксплуатацией ИКТ и информационных технологий, такие как государственный портал, система промежуточного программного обеспечения X-tee, правительственная магистральная сеть EEBone, система администрирования Государственной информационной системы (RIHA) и Центр электронного документооборота. Кроме того, департамент координирует проекты развития государственной информационной системы, подготовку и участие в международных проектах, а также контролирует законодательный процесс в отношении требований к информационной системе управления.

Значимую роль в регулировании цифровой сферы играют также следующие структуры:

Эстонская ассоциация информационных технологий и телекоммуникаций (ITL) (некоммерческая организация). Ее основными задачами являются координация сотрудничества эстонских компаний в области информационных технологий и телекоммуникаций, образовательных учреждений и содействие их сотрудничеству в развитии информации. К числу основных направлений деятельности ассоциации относится популяризация ИКТ и внесение изменений в законодательство. Центральная координация, обеспечиваемая ассоциацией, касается стратегического планирования, установления приоритетов, обеспечения финансирования и создания сетей сотрудничества при обеспечении их функциональности;

Совет e-Estonia является правительственным комитетом, который направляет развитие цифрового общества и электронного правительства в Эстонской Республике. В состав совета входят пять экспертов и представителей сектора ИКТ, а также три министра. Его возглавляет премьер-министр. Другие госучреждения и эксперты участвуют в работе по мере необходимости.

Кроме своей роли в координации и разработке политики Совет e-Estonia является комитетом экспертов, который консультирует правительство по вопросам ИКТ на горизонтальной основе;

Эстонская группа реагирования на компьютерные инциденты (CERT Estonia) является организацией, ответственной за управление инцидентами безопасности в компьютерных сетях «.ee». Ее обязанность состоит в том, чтобы помогать пользователям интернета Эстонской Республики в осуществлении превентивных мер с целью уменьшения возможного ущерба от инцидентов безопасности и оказания им помощи в реагировании на потенциальные угрозы безопасности. CERT Estonia занимается инцидентами безопасности, которые происходят в эстонских сетях, или инцидентами, о которых уведомили гражданские учреждения как в Эстонской Республике, так и за рубежом;

Центр реестров и информационных систем создан при Минюсте. Разрабатывает и администрирует информационные системы и реестры, такие как реестр электронного бизнеса, система «электронный нотариус», электронный реестр земель, информационная система судов, реестр надзора за пробацией, реестр заключенных, база данных судимости, электронная государственная газета и т.д.;

Академия электронного правительства — это неправительственная некоммерческая организация, которая содействует использованию ИКТ в работе правительства и в демократической практике. Ее миссия заключается в обучении и консультировании лидеров и заинтересованных сторон по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий, повышения эффективности правительства и улучшения демократических процессов с целью построения открытых информационных обществ. Академия является глобальным учебным центром, созданным по инициативе Эстонской Республики, Программы развития ООН (ПРООН) и Информационной программы Института Открытого Общества;

Эстонская инспекция по защите данных является независимым агентством, подчиненным Минюсту. Инспекция выступает в качестве защитника всех прав на информацию и как надзорный орган, отвечающий за вопросы свободы информации;

Удостоверяющий центр (CA), который предоставляет сертификаты для эстонской электронной идентификационной карты и сопутствующие услуги, связанные с использованием этих сертификатов, при этом предоставляя юридически обязательные цифровые подписи. Миссия органа состоит в том, чтобы обеспечить надежность и целостность электронной инфраструктуры, лежащей в основе эстонского проекта eID card, и предложить надежные услуги сертификации и отметки времени. Он также функционирует в качестве центра компетенции для карты eID и распространяет знания, необходимые для создания электронных приложений для карты.

4. Австрийская Республика

Ключевым органом госуправления, занимающимся вопросами цифровой трансформации и координирующим данную проблематику на федеральном уровне, является Федеральное министерство цифровизации и экономической политики.

Данная структура была создана путем преобразования Федерального министерства науки, исследований и экономики и приступила к работе 01.01.2018. В его составе образован специальный департамент — «Цифровизация и электронное правительство».

С учетом того что тема цифровой трансформации является «сквозной» и затрагивает практически все сферы общественных отношений, правительством было принято решение о назначении во всех федеральных министерствах лиц, ответственных за вопросы цифровизации (так называемый Chief Digital Officer — CDO). Координатором федерального уровня стал директор департамента «Цифровизация и электронное правительство» Федерального министерства цифровизации и экономической политики. По мере необходимости ответственные лица образуют рабочую группу по цифровизации (так называемый CDO Taskforce) и проводят встречи с целью обсуждения имеющихся проблем, согласования подходов и выработки решений по тем или иным вопросам.

Кроме того, в стране учрежден пост главного должностного лица по вопросам информации (так называемый Chief Information Officer). Его основная функция — координация стратегической платформы «Цифровая Австрия» (www.digitales.oesterreich.gv.at), которая в основном фокусируется на вопросах электронного правительства.

Среди других профильных управляющих и координирующих органов следует выделить:

рабочую группу «IKT-Bund» (консультирует федерального министра цифровизации и экономической политики по общим вопросам ИКТ, стратегическим инициативам, вопросам разработки и внедрения стандартов и т.д.);

рабочую группу «Цифровые компетенции» (специализируется на выявлении пробелов в цифровых компетенциях населения, вырабатывает и реализует меры, направленные на повышение уровня владения гражданами цифровыми навыками, координирует работу Ассоциации по вопросам повышения цифровых компетенций в Австрийской Республике и веб-сайта www.fit4internet.at);

совет по вопросам информационного общества (совещательный орган для организации сотрудничества и обмена информацией между органами госуправления, деловым сообществом, неправительственными организациями, интернет-провайдерами, пользователями и т.д.);

инициативу «Digital Austria» (цель инициативы — создание единой сети (платформы), объединяющей различных участников процессов цифровой трансформации и базы данных так называемого цифрового сообщества).

5. Республика Польша

В Республике Польша госуправление в цифровой сфере осуществляется Министерством по делам цифровых технологий. В его структуру, в частности, входят:

Департамент государственных систем — в его задачи входит ведение и развитие реестров, записей и систем, а также представление данных из регистров. К ним относятся регистр личных данных, регистр удостоверений личности, регистр записи актов гражданского состояния, центральный регистр выданных и аннулированных паспортных документов;

Департамент открытых данных и развития цифровых навыков — проводит государственную политику в области открытых данных и цифровых навыков и координирует всю государственную деятельность в этих областях. В его задачи входит, в частности, поддержание и развитие Портала открытых данных;

Департамент кибербезопасности — выполняет задачи, связанные с вопросами кибербезопасности, которые включают разработку и реализацию стратегических документов и правовых актов в области кибербезопасности, разработку руководящих принципов и стандартов для соответствующих мер защиты систем информационных технологий, подготовку анализа кибербезопасности и ее рисков для безопасности государства;

Департамент развития цифровых услуг — занимается разработкой веб-сайта Республики Польша — gov.pl, который объединит правительственные веб-сайты и предоставит единую точку доступа к информации и электронным услугам госуправления. Устанавливает новые стандарты в области развития цифровых услуг и координирует их развитие на веб-сайте;

Департамент управления данными — поддерживает порядок и заботится о функциональности баз данных, организует обмен информацией между госорганами и гражданами в соответствии с процедурами безопасности и инициирует совершенствование правовых процессов в области данных.

При Министерстве по делам цифровых технологий создан Совет по вопросам оцифровки, который является консультативным органом. Основной его функцией является содействие сотрудничеству между всеми заинтересованными сторонами в области цифровизации в Республике Польша. В состав входят представители различных сообществ, заинтересованных в процессе оцифровки государства, таких как правительственные администраторы, местные органы власти, предприниматели, академическое сообщество, технические эксперты и неправительственные организации.

Кроме того, в Республике Польша действует Комитет Совета Министров по цифровым технологиям. В его основные задачи с 2016 года входит принятие правительственных документов, связанных с компьютеризацией, предоставление мнений по ИТ-проектам и мониторинг прогресса в реализации ИТ-проектов, среди которых государственная информационная архитектура.

Также необходимо отметить Министерство предпринимательства и технологий. Созданный в его структуре Департамент цифровой экономики отвечает за реализацию проектов, связанных с нормативно-правовой базой в области электронной экономики, а также за подготовку, реализацию и мониторинг деятельности в этой области политики электронной экономики, в частности в области увеличения электронной торговли.

За отношения, связанные с защитой персональных данных, отвечает Офис по защите персональных данных (руководитель назначается Парламентом). Его полномочия включают надзор за соответствием обработки данных требованиям законодательства о защите персональных данных; вынесение административных решений и рассмотрение жалоб на применение положений о защите персональных данных; ведение реестра систем хранения данных и представление информации о зарегистрированных файлах данных; инициирование и проведение мероприятий по улучшению защиты персональных данных.

6. Заключение

Практически во всех проанализированных странах госуправление в рассматриваемой сфере осуществляется специально созданным для этих целей правительственным органом — министерством. Как правило, направления его деятельности отражены в его названии — Министерство цифрового развития, Министерство цифровизации, Министерство по делам цифровых технологий и т.д. Исключение составляет Эстонская Республика, где функции госуправления в информационной сфере возложены на Министерство экономики и коммуникаций. При этом в его структуре создан ряд специализированных подразделений, ответственных за разработку и реализацию государственной политики в информационной сфере.

Несмотря на наличие уполномоченного органа, в отдельных странах могут назначаться ответственные лица за вопросы цифровизации во всех министерствах (Австрийская Республика).

В ряде стран создаются специальные координационные органы, призванные упорядочить взаимодействие всех вовлеченных в развитие информационной сферы органов для достижения наиболее качественного результата их совместной деятельности (Российская Федерация). Также могут создаваться консультативные органы, которые направляют развитие цифрового общества и электронного правительства в стране, консультируют правительство по вопросам ИКТ, содействуют сотрудничеству между всеми заинтересованными сторонами в области цифровизации (Эстонская Республика, Австрийская Республика, Республика Польша).

Значимую роль в процессе госуправления в большинстве проанализированных странах играют также специально созданные для этих целей организации. Это могут быть госорганизации, неправительственные организации, некоммерческие организации и т.д. Такие организации могут отвечать за вопросы информационной (компьютерной) безопасности в стране (Республика Казахстан, Эстонская Республика), развитие электронного правительства (Эстонская Республика, Республика Казахстан), образования в сфере ИКТ (Эстонская Республика) и др.

Важную роль в госуправлении играют программные (стратегические) документы, которые, как правило, рассчитаны на долгосрочную перспективу и направлены на достижение конкретных мер по реализации государственной политики в информационной сфере. Такие документы приняты во всех изученных странах и являются своего рода ориентиром в развитии современного цифрового общества.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex