При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации суды должны обеспечить баланс между реализацией гражданином права на такую защиту и реализацией иных гарантированных Конституцией прав и свобод. В статье исследуются такие нематериальные блага, как честь, достоинство и деловая репутация, анализируются сложившиеся в судебной практике подходы к разрешению вышеназванных споров, рассматриваются особенности определения размера компенсации морального вреда, причиненного распространением не соответствующих действительности сведений.

Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство, гарантирует каждому ст. 28 Конституции. Государство гарантирует возможность контролировать информацию о самом себе и препятствовать разглашению сведений личного характера.

Честь, достоинство и деловая репутация как объекты гражданско-правовой охраны относятся к числу нематериальных благ, это естественные неотчуждаемые права личности. Ей принадлежит выбор способа их защиты.

Гражданин вправе через суд требовать опровержения сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствовали действительности <*>.

При разрешении споров о защите чести, достоинства и деловой репутации суды должны обеспечить равновесие между реализацией гражданином права на такую защиту и соблюдением гарантированных Конституцией иных прав и свобод. Например, свободы мнений, убеждений и их свободного выражения; права на распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности госорганов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, о состоянии окружающей среды.

Сложности связаны не только с оценкой доказательств, но и с применением понятийного аппарата. Законодатель не раскрывает содержание понятий «честь», «достоинство», «деловая репутация». Поэтому суды при разрешении требований, заявленных на основании ст. 153 ГК, наряду с другими доказательствами, анализируют особенности ситуации, в которой прозвучало спорное высказывание, изучают психологические особенности истца и ответчика, их межличностные отношения и т.д.

Понятие «честь» включает два аспекта:

1) характеристику личности (нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство, совесть);

2) общественную оценку личности (отражение качеств лица в общественном сознании).

Таким образом, под честью понимается положительная оценка качеств лица в общественном сознании, общественное признание личности. Дискредитация человека в общественном мнении — унижение чести.

Достоинство — это самооценка личности, т.е. ее способность оценивать свои поступки, действовать в соответствии с принятыми в обществе моральными нормами, обычаями, правилами.

Честь и достоинство связаны между собой как оценка и самооценка, как уважение и самоуважение.

Понятие «деловая репутация» разъясняет п. 6 постановления Пленума Верховного Суда N 15. Так, под деловой репутацией гражданина, не являющегося ИП, понимается общественная оценка его деловых и профессиональных качеств при выполнении трудовых, служебных и общественных обязанностей. Под деловой репутацией юридического лица и ИП понимается оценка их хозяйственной (экономической) деятельности как участников хозяйственных (экономических) правоотношений другими участниками и гражданами. Деловой репутацией может обладать любой субъект, способный вести деловую деятельность. Повредить чести, достоинству и деловой репутации может распространение сведений, не соответствующих действительности и имеющих порочащий характер.

Под распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица, понимается опубликование таких сведений в печати, сообщение по радио, телевидению, использование других СМИ или технических средств (световые табло, интернет и т.д.); изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, листовках, обращениях в адрес должностных лиц; демонстрация (вывешивание) в публичных местах плакатов, лозунгов, а также сообщение в иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу <*>. При этом сообщение сведений лишь лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.

Пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда N 15 разъясняет, что следует понимать под порочащими и не соответствующими действительности сведениями. Так, порочащие — сведения, не соответствующие действительности, которые умаляют честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица в общественном мнении или мнении отдельных граждан, юридических лиц с точки зрения соблюдения законов, норм морали, обычаев. Это, например, сведения о нечестности, невыполнении профессионального долга, недостойном поведении в трудовом коллективе, семье; сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность и т.д. Сведения, порочащие гражданина или юридическое лицо, признаются не соответствующими действительности, если с достоверностью не установлено иное (презумпция добропорядочности).

Исходя из правил подсудности иски о защите чести, достоинства и деловой репутации предъявляются по месту нахождения ответчика (одного из ответчиков). На практике нередко возникают вопросы о сроках обращения в суд по делам данной категории.

На что обратить внимание в иске о защите чести и достоинства и компенсации морального вреда — читайте в ilex