Вопрос: Организация украшает к Новому году свой магазин и вывеску. Можно ли данные расходы отнести на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?

Ответ: В затраты могут быть включены только те расходы организации на украшение объекта торговли, которые можно будет признать расходами на рекламу.

Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете <*>.

Затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК, а также корректировок, определенных с учетом положений статьи 30-1 НК <*>.

Перечень затрат, которые нельзя учесть при определении облагаемой налогом прибыли, определен статьей 131 НК.

Непосредственно в ст. 131 НК расходы организации на украшение магазина (витрин, торговых залов, вывески и т.п.) не указаны, в связи с этим организации необходимо решить вопрос о том, будут ли такие затраты являться затратами, имеющими производственную направленность, которые можно учесть при определении облагаемой налогом прибыли в соответствии с п. 1 ст. 130 НК.

Также не указаны такие затраты и в п. 3 ст. 130 НК, которая устанавливает перечень экономически необоснованных затрат.

Следует обратить внимание, что, например, для целей бухгалтерского учета  на статью 11 «Расходы на торговую рекламу» относят и расходы на праздничное оформление витрин и торговых залов <*>.

Справочно. Методические указания  не зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов и согласно Закону от 10.01.2000 N 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» не являются нормативным правовым актом, обязательным к применению.

В соответствии со ст. 2 Закона от 10.05.2007 N 225-З «О рекламе» (далее — Закон):

реклама — информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;

объект рекламирования — продукция, товар, работа или услуга, организация или гражданин, права, охраняемые законом интересы или обязанности организаций или граждан, средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсы, лотереи, игры, иные игровые, рекламные и иные мероприятия, пари, явления (мероприятия) социального характера;

рекламодатель — организация или гражданин, деятельность или товары которых рекламируются либо которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы.

Исходя из вышеизложенных определений и терминов, указанных в Законе, само по себе украшение торгового зала, витрин, вывески и иных мест объекта торговли, например, воздушными шарами, гирляндами, плакатами, приобретение макетов Деда Мороза и Снегурочки, установка елки (в том числе в торговом зале) и ее украшение елочными игрушками и т.п. в общем случае не являются расходами на рекламу, так как такие украшения не содержат информацию об объекте рекламирования (об организации, о производимых и (или) реализуемых продукции, товарах, работе или услугах).

Подобные расходы можно признать расходами на рекламу только в том случае, если, например, на воздушных шариках будет указано наименование либо размещен логотип объекта торговли, если на плакатах (растяжках) помимо самого поздравления с праздником (например, с Новым годом) будет размещена информация о реализуемых товарах (в том числе о скидках на такие товары) и т.д., т.е. только в том случае, если такие украшения будут содержать информацию об объекте рекламирования.

Вместе с тем даже в случае непризнания расходов организации на украшение торгового зала и витрин к новогодним и иным праздникам расходами на рекламу, по мнению автора, такие расходы связаны с процессом производства и реализации продукции, товаров, работ, услуг, так как:

— такие расходы прежде всего направлены на создание праздничного настроения у посетителей объекта торговли, которое, в свою очередь, непосредственно влияет на их желание посетить и приобрести товары именно в таком торговом объекте;

— увеличение притока посетителей, безусловно, способствует увеличению товарооборота и, как следствие, выручки и прибыли, получаемых таким торговым объектом, что доказывают многочисленные маркетинговые исследования.

Таким образом, украшение торгового объекта к Новому году не только является социально направленными расходами, но и влияет на результаты хозяйственной деятельности (полученную прибыль) организации торговли, хоть доказать такую прямую причинно-следственную связь и связать ее с финансовым результатом деятельности организации практически невозможно.

С учетом вышеизложенного, а также того, что рассматриваемые расходы прямо не указаны в ст. 131 НК в качестве затрат, которые нельзя учесть при определении облагаемой налогом прибыли, по мнению автора, расходы на украшение торгового объекта (магазина) к Новому году следовало бы включать в состав затрат, уменьшающих облагаемую налогом прибыль.

Однако следует обратить внимание, что в настоящее время налоговые органы придерживаются диаметрально противоположной позиции, разъясняя, что украшение торгового объекта (как внутри, так и снаружи торгового объекта) к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли, не относятся, так как не связаны с производством и реализацией продукции, товаров, работ, услуг. И только в том случае, если оформление витрин, торгового зала и иных мест объекта торговли осуществляется с использованием товарно-материальных ценностей, которые можно признать рекламными материалами, направленными на привлечение покупателей, то такие затраты могут быть учтены при налогообложении прибыли.