При расчете налога на прибыль можно учесть затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств (далее — автомобиль), израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию <*>. Такие затраты определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок). Затраты на топливо должны быть связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав<*>.

Документы на списание топлива

В бухгалтерском учете списание топлива на затраты осуществляется на основании первичного учетного документа (ПУД) <*>. Законодательно утвержденная форма такого документа отсутствует (Перечень N 360). Следовательно, организация самостоятельно разрабатывает форму ПУД на списание топлива с учетом требований, предъявляемых к таким документам, и закрепляет ее в учетной политике<*>.

Следует отметить, что действующими нормами бухгалтерского законодательства установлено, что списание топлива на затраты производства осуществляется на основании накопительных ведомостей данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов или карточек учета расхода топлива <*>. Полагаем, что разработанному организацией ПУД можно присвоить одно из указанных наименований. Либо ПУД может иметь другое название.

Отметим, что для правильного составления ПУД на списание топлива организации следует документально подтвердить работу автомобиля. Таким документом может являться, например, путевой лист (если он применяется) или иной установленный организацией документ.

Нормы расхода топлива

С 01.01.2020 нормы расхода топлива на автомобили для целей расчета налога на прибыль устанавливает руководитель <*>. Это положение распространяется на автомобили, используемые как для международных, так и для внутриреспубликанских автомобильных перевозок. В отношении таких норм нет ограничений в сроках их применения, как это было ранее (в течение 6 месяцев и до утверждения норм Минтрансом).

Руководитель устанавливает норму самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию.

На заметку
За разработкой нормы расхода топлива можно обратиться в БелНИИТ «Транстехника». Ознакомиться с порядком обращения и скачать форму заявки можно на сайте.

Законодательством не установлен порядок определения размера нормы при ее самостоятельном установлении руководителем. Полагаем, что руководитель вправе установить норму, ориентируясь на установленную Минтрансом для соответствующей марки, модели автомобиля (при ее наличии) либо иным уполномоченным государственным органом или организацией, подчиненной Правительству (далее — иной государственный орган) (например, Минэнерго). Кроме того, руководитель при установлении нормы может исходить из размера нормы, установленной заводом-изготовителем.

Справочно
Нормы в области транспортной деятельности установлены следующими постановлениями Минтранса:
— N 3 от 06.01.2012;
— N 44 от 01.08.2019;
— N 50 от 14.11.2019;
— N 54 от 23.12.2019;
— N 2 от 10.02.2020;
— N 13 от 24.04.2020.

Отметим, что для целей налога на прибыль у организаций отсутствует обязанность придерживаться порядка определения норм, установленного Инструкцией N 141. В частности, применять повышение и (или) понижение нормы, дополнительный расход топлива. Однако с учетом разных условий эксплуатации автомобилей (например, эксплуатация в условиях отрицательной температуры, при буксировке другого автомобиля) руководитель вправе установить повышение (понижение), дополнительный расход к установленной им норме. Либо установить разные нормы расхода топлива для отдельных условий эксплуатации каждого конкретного автомобиля.

Независимо от того, установил руководитель норму самостоятельно или путем обращения в аккредитованную лабораторию, норму расхода топлива, которую организация будет применять при расчете налога на прибыль, повышения (понижения), дополнительный расход топлива (если они определены руководителем) необходимо закрепить в распорядительном документе (например, приказе).

При самостоятельном установлении для налога на прибыль нормы расхода топлива следует учесть, что она не должна иметь целью, к примеру, замаскировать хищение (слив) топлива, бесконтрольный его расход. В таких ситуациях при проверках есть риск, что налоговая база будет пересчитана, а организации придется как доплатить налог на прибыль, так и перечислить в бюджет пеню. Напомним, что налоговая база и (или) сумма подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора) по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований <*>:

— установление искажения сведений о фактах (совокупности фактов) совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском и (или) налоговом учетах, налоговых декларациях (расчетах), а также в других документах и (или) информации, необходимых для исчисления и уплаты налогов (сборов);

— основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора);

— отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар (нематериальные активы), не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex