Власти Беларуси расширили полномочия Агентства по управлению активами, которое теперь сможет работать не только с проблемными долгами сельхозпредприятий, но и промышленных гигантов. По оценкам экспертов, новая схема господдержки действительно ослабит долговую нагрузку на многие заводы. Но в перспективе может оказать давление на банковский сектор.

О чем речь? 

ОАО «Агентство по управлению активами» было создано в 2016 году с целью «создания условий для комплексного реформирования и финансового оздоровления сельскохозяйственного производства». Де-факто агентство участвовало в реструктуризации задолженности сельхозорганизаций, которые испытывали трудности с погашением долгов.

Между тем правительство в феврале этого года объявило о планах по уменьшению долгового навеса и на промышленные предприятия.

— Одной из серьезных проблем является высокая долговая нагрузка на реальный сектор экономики. По итогам 2020 года суммарная задолженность организаций составила почти 160 млрд рублей и по сравнению с началом года выросла на 19%, — отмечал премьер-министр Роман Головченко.

Уже в апреле был подготовлен проект указа, направленный на снижение долговой нагрузки на реальный сектор экономики. Документ предусматривал расширение полномочий Агентства по управлению активами на все промышленные предприятия.

Спустя полгода документ, пройдя определенную дошлифовку, увидел свет. Указ N 391 «О стабилизации финансового состояния организаций» принят в целях оптимизации долговой нагрузки предприятий реального сектора экономики в условиях пандемии, повышения эффективности их работы в сложных экономических условиях, говорится в комментарии пресс-службы Александра Лукашенко. Согласно ему Агентство по управлению активами путем продажи ценных бумаг (облигаций) коммерческим банкам будет выкупать у них долги промышленных предприятий из стратегических отраслей экономики.

Ставка по таким бумагам в белорусских рублях будет составлять не более ставки рефинансирования, а по облигациям в валюте — не более ставки дохода по государственным валютным облигациям, выпущенным в аналогичные сроки. Срок обращения облигаций агентства не должен будет превышать 10 лет.

Источник — https://pixabay.com/

Активы банков будут покупаться с дисконтом в размере не более созданных по ним банками специальных резервов на покрытие возможных убытков по активам, подверженным кредитному риску, а также в размере неуплаченных процентов. Безнадежные активы будут отдаваться агентству с дисконтом в 99% от основной суммы кредита или цены облигаций.

При передаче активов банку могут меняться обязательства в иностранной валюте на обязательства в белорусских рублях. Бюджет прекращает компенсацию части процентов, а гарантии правительства и местных органов также завершаются.

Агентство может предоставить по приобретенным активам отсрочку и рассрочку, назначать в органы управления должников своих представителей, менять обеспечение по приобретенным активам, продавать заложенное имущество, списывать безнадежные долги. Агентство является кредитором третьей очереди при проведении процедур банкротства должника.

Субсидиарная ответственность Республики Беларусь будет наступать при недостатке средств у агентства для погашения номинала облигаций или процентного дохода. От имени страны будет выступать Совет Министров. Правительство и Нацбанк ежегодно будут устанавливать лимит облигаций Агентства по управлению активами.

Какие риски несет это решение?

Власти уже испробовали много вариантов поддержки госпредприятий. Изначально это было директивное кредитование. Потом стали практиковать выпуск облигаций, которые выкупали банки-кредиторы. При этом предоставлялась масса отсрочек и рассрочек для погашения задолженности. Еще одним способом финансирования заводов стало приобретение их акций.

Издание нового указа свидетельствует о том, что прежних мер, принятых для финансового оздоровления госпредприятий, оказалось недостаточно. Банкам предложено «переупаковать» выданные заводам кредиты в ценные бумаги Агентства по управлению активами. Цель этой инициативы заключается в снижении долговой нагрузки на госкомпании. При этом качество кредитных портфелей у банков должно вырасти. У заводов появится больше возможностей для новых заимствований.

Частые меры господдержки сводят на нет платежную дисциплину. Как бы парадоксально не звучало, но чем больше ты не платишь, тем сильнее тебе помогут. Любая поддержка хороша для тех, кого поддерживают,  но плоха для тех, за счет кого, — комментирует ilex старший аналитик компании «Альпари Евразия» Вадим Иосуб. — Долги, которые были у предприятий перед банками, передаются в агентство. Банкам теперь должно быть агентство. А предприятия должны будут уже этому агентству. При этом долги приобретаются с дисконтом, на размер созданного резерва. Эти потери реализуются. Если долг был безнадежный, по нему был создан резерв на 100%, то банк по нему не получает ничего, а агентство предприятию этот долг списывает.

Сложности могут возникнуть при смене валюты обязательства.

— То есть был кредит в долларах, сейчас он меняется на рублевые облигации агентства. Но у банков должны быть сбалансированы по валютам активы и обязательства. Потому что валютные обязательства банков перед вкладчиками никуда не деваются. А чтобы сбалансировать активы и обязательства, банкам надо будет выйти на биржу и купить валюту. А это создаст помимо всего прочего давление на валютный рынок, — отмечает Иосуб. — По многим из проблемных кредитов были государственные гарантии. Банки справедливо рассчитывали, что если нам не платят предприятия, то со временем с нами рассчитается государство. С этим надо распрощаться. При передаче долгов эти гарантии отзываются. Долги могут быть реструктурированы на 10 лет. А потом по ним могут наступить субсидиарные обязательства государства. В целом мне кажется, что предпринята попытка замести проблему под ковер в надежде, что может быть она сама рассосется. Либо же со временем эти проблемы надо будет решать другим людям.

Крупными кредиторами ведущих промышленных предприятий Беларуси являлись госбанки —  Беларусбанк, Белагропромбанк, Белинвестбанк. Однако ресурсы предоставляли и банки с участием иностранного капитала Приорбанк, Банк БелВЭБ, Сбер Банк, Альфа Банк. И если госбанкам власти могут подставить плечо, то какое может быть отношение у банков с участием иностранного капитала к новой инициативе белорусского правительства?

— На самом деле у банков нет особых вариантов. Можно либо реструктуризировать долги с помощью агентства, либо оставаться один на один с плательщиком, который ничего не платит, — считает Вадим Иосуб. – В первом случаем портфели банков будут заполняться ценными бумагами, за которыми нет нормальных денежных потоков. Кстати, это привело к мировому финансовому кризису в 2008 году. Разница в том, что тогда балансы пытались заполнить хорошими бумагами, которые по итогу случайно оказались плохими. А тут изначально балансы банков набиваются плохими бумагами. Допускаю, что у идеологов данного документа был посыл, что банкиры не обеднеют, если чуть-чуть ужмутся и так далее. Но в один момент может так случиться, что вкладчик придет в банк за деньгами, а ему скажут, что денег нет, но есть облигации агентства. При этом вкладчиком может быть не физлицо, а успешная компания, которой надо уплатить налоги. Им придется облигациями расчеты проводить? Я может быть несколько утрирую, такое развитие событий произойдет не сразу, и даже не через год или два. Но описанный сценарий не является чем-то из области фантастики.

Справедливости ради надо сказать, что действие указа имеет не огульную для всех заемщиков направленность. Совет Министров будет принимать решения по приобретению агентством тех или иных активов. В решении должна указываться суммарная стоимость активов, размер ставки по облигациям агентства, а также размер дисконта. Проекты документов будут готовить отраслевые министерства или местные органы власти. Их должны согласовать Нацбанк, Минфин, Минэкономики, Госкомимущество, агентство и банки, у которых собираются выкупить активы.

— Я пока не готов оценить скорость, с которой будет претворяться в жизнь эта инициатива, — говорит Иосуб. — Действительно, в указе прописана процедура. Надо будет провести согласование со всеми заинтересованными. Плюс к этому должен быть представлен бизнес-план, как спасаемое предприятие будет выходить из кризиса. Но мне кажется, что у нас хорошо научились составлять бизнес-планы, которые не реализуются. Поэтому если получено одобрение для реализации данной схемы господдержки, то больших препятствий для ее исполнения не вижу.