Казахстан до начала следующего года отменил требование о запрете «перецепки» грузов в отношении российских и белорусских перевозчиков. Об этом говорится в сообщении на сайте Министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) Казахстана.

Напомним, в апреле Евросоюз запретил белорусским и российским компаниям выполнять на территории ЕС перевозки. В ответ правительство Беларуси ввело табу на проезд по территории страны для европейских перевозчиков. Однако им разрешили въезжать и следовать только в специально определенные пункты у границы Беларуси для перецепки или перегрузки. В мае перевозчики начали жаловаться на то, что инспекции транспортного контроля Казахстана задерживают российские и белорусские фуры, осуществляющие перевозки в Казахстан из третьих стран грузов, ранее доставленных в Беларусь перевозчиками Евросоюза.

В сообщении МИИР от 1 июня говорится, что «в соответствии с мировой практикой» по защите национальных перевозчиков грузов и в Казахстане, и в России действуют ограничения по перевозкам в/из третьих стран, в том числе на практику «перецепки» тягача. За нарушение правила и в России, и в Казахстане установлены штрафы, указывает министерство со ссылкой на соответствующие документы.

Однако, как поясняет ведомство, «в связи с текущей геополитической ситуацией российские и белорусские уполномоченные органы без уведомления казахстанской стороны приостановили действие требований о запрете «перецепки» до 1 января 2023 года». По этой причине Казахстан «в качестве доброй воли» также отменил приказ о запрете перецепки для автомобилей из России и Беларуси до начала следующего года.

При этом отметили в МИИР, законодательство Казахстана не ограничивает возможность осуществления перегрузки при международных автоперевозках в/из третьих стран. Для этих целей необходимо получение специального разрешительного документа.

Источник — https://pixabay.com/

В целом, в настоящее время в Казахстане зарегистрировано порядка 40 компаний с общим парком транспортных средств в 3 тыс. единиц, которые обеспечивают перевозку грузов из Казахстана в европейские страны.

Недавно стало известно, как российские и белорусские компании обходят транспортное эмбарго ЕС. Они регистрируются в Казахстане, получают бланки разрешений и казахстанские номера на большегрузы, потом беспрепятственно въезжают в Европу и выезжают оттуда под флагом Казахстана.

Ранее белорусские и российские бизнесмены называли Казахстан среди основных стран, через которые планировалось обходить западные санкции. Однако на практике наметились сложности. Дело в том, что Казахстан придерживается нейтральной позиции в отношении российской «спецоперации» в Украине и пообещал западным партнерам, что будет соблюдать санкции, введенные США и ЕС против России и Беларуси. Во время недавнего визита в пять стран Центральной Азии бывший посол в Кыргызстане, а ныне представитель Госдепартамента США Дональд Лу заверил страны региона, что антироссийские санкции не нанесут им косвенного вреда. Правда, властям этих стран объяснили, что вторичные санкции не ударят по ним лишь в том случае, если они не будут слишком активно помогать России обходить ограничения.

Впрочем, Казахстан сильно связан с Россией экономическими нитями, поэтому намерен поддерживать хорошие двусторонние отношения. 26 мая президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что финансовые взаимоотношения между его страной и Россией полностью решены. При этом он отметил, что «не будет вдаваться в подробности, что это за проблема», пояснив лишь, что «она связана с нынешней геополитической ситуацией».

Как бы там ни было, Казахстан прочувствует спад в российской экономике, считают эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР). Они прогнозируют, что в 2022 году замедление экономического роста в Казахстане произойдет из-за сокращения инвестиционной активности и торговли с Россией. Аналитики банка ожидают снижения темпов выпуска в добывающей и обрабатывающей промышленности, так как около половины экспорта Казахстана в Россию составляют металлургические изделия. Повышается вероятность ослабления инвестиционной деятельности в Казахстане, который является главным получателем российских прямых иностранных инвестиций на пространстве ЕАЭС. В ЕАБР также ожидают сокращения потребительской активности на фоне снижения реальных денежных доходов населения республики. Поддержку экономике Казахстана могут оказать высокие цены на нефть и реализация структурных реформ.