Как известно, отражение в бухучете операций по реализации товаров или продукции на экспорт отражают на основании ПУД <*>.
Так, продажу товаров или продукции на экспорт оформляют ТН. Причем независимо от того, каким видом транспорта они доставляются покупателю: автомобильным или, скажем, железнодорожным либо водным. Просто к ТН прилагают документ, который подтверждает, что товары (продукция) приняты к доставке. А в строке «Товар к доставке принял» ТН указывают наименование и реквизиты такого документа. Оформленная ТН вместе с документом, подтверждающим принятие к доставке, является основанием для списания с учета реализуемых товаров (продукции) <*>.
В зависимости от вида транспортировки подтверждать принятие товаров (продукции) к доставке могут, например <*>:
— CMR-накладная — при доставке автотранспортом;
— ж/д накладная (грузобагажная квитанция) — при ж/д транспортировке;
— квитанция о приеме почтового отправления — при пересылке товаров (продукции) почтой в виде регистрируемого почтового отправления;
— авиационная накладная — при доставке воздушным транспортом.
На заметку
При экспорте товаров (продукции) следует также составить ЭСЧФ. Он направляется только на Портал. Выставлять его покупателю не нужно<*>.
Это мы рассмотрели общий порядок документального оформления экспорта. При этом существуют особенности заполнения ТН:
— при продаже товаров (продукции) за валюту;
— в случае, когда стоимость товаров (продукции) определена в одной валюте, а расчеты производятся в другой.
Что это за особенности и как их учесть, составляя ТН на экспорт – далее в материале.