Подготовлен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции». Рассмотрим основные изменения, которые предусматривает проект.

Предлагается увеличить финансовые критерии в отношении балансовой стоимости активов и выручки юрлица, при достижении которых осуществляется антимонопольный контроль МАРТ, до 400000 и 800000 базовых величин соответственно для следующих случаев:

— реорганизация хозсубъектов-юрлиц в форме слияния или присоединения;

— создание холдингов, ассоциаций, союзов, гособъединений;

— заключение между хозсубъектами — индивидуальными предпринимателями, коммерческими организациями, являющимися конкурентами, договора простого товарищества;

— приобретение голосующих акций (долей в уставном фонде) хозсубъекта, а также приобретение прав в отношении хозсубъекта либо нескольких хозсубъектов;

— приобретение имущества коммерческих организаций.

Эти изменения направлены на снижение существенных временных и административных издержек, а также на создание благоприятной бизнес-среды.

В целях предотвращения недобросовестных действий в закупках предложено уточнить нормы, касающиеся запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения. Сейчас в отдельных случаях хозсубъекты-конкуренты могут заключать соглашения, ограничивающие конкуренцию, без риска нарушить соответствующий запрет. В частности, запрет не действует в отношении хозсубъектов, входящих в одну группу лиц, если одним из таких субъектов в отношении другого установлен контроль или если такие хозсубъекты находятся под контролем одного лица. Разработчики проекта отмечают, что соглашения при закупках товаров являются одним из наиболее общественно опасных нарушений антимонопольного законодательства, а сам институт закупки товаров по своей сути предполагает состязательность участников между собой, независимо от того, являются ли такие участники лицами, входящими в одну группу лиц. Согласно проекту для участников закупок, даже входящих в одну группу лиц, запрет будет действовать.

Планируется уточнить термин «конкуренты». Он будет включать не только хозсубъектов, осуществляющих продажу и (или) приобретение товаров на одном товарном рынке, но и лиц, намеревающихся осуществлять такую деятельность. Действующее законодательство не позволяет установить факты недобросовестной конкуренции в отношении лиц, которые совершили подготовительные действия для осуществления деятельности, но еще не начали ее осуществлять.

Предлагается закрепить, что не может быть признано доминирующим положение госорганов, осуществляющих деятельность, связанную с выполнением государственно-властных полномочий и приносящую доход, за исключением организаций, осуществляющих функции указанных органов.

Согласно проекту заявитель вправе отозвать заявление о нарушении в части осуществления недобросовестной конкуренции до принятия решения об установлении факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства путем подачи соответствующего письменного заявления.

Основаниями для направления предостережения МАРТ будут являться не только публичное заявление о планируемом действии (бездействии) на товарном рынке, если такое действие (бездействие) может привести к нарушению антимонопольного законодательства, но и иная информация о планируемых действиях (бездействии), которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Общественное обсуждение проекта Закона проводится по 10 сентября 2021 г. С проектом и обоснованием к нему можно ознакомиться на Правовом форуме Беларуси.

Читайте также
Закупки за счет собственных средств: планируются изменения