Закон «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон) принят в новой редакции 18 июля 2019 г.

Закон вносит абсолютно новые подходы к организации осуществления аудиторской деятельности, что в условиях отсутствия ее лицензирования, по мнению законодателей, позволит сделать более прозрачным рынок аудиторских услуг, повысить качество оказываемых услуг и престиж профессии аудитора.

Законом существенно меняются условия осуществления аудиторской деятельности.

Аудиторская палата

Основным новшеством в аудите является создание Аудиторской палаты, которая будет единым органом самоуправления аудиторских организаций и аудиторов – индивидуальных предпринимателей.

Одной из функций Аудиторской палаты будет осуществление внешней оценки качества работы аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей, в том числе по представлениям, вносимым Нацбанком и Минфином в Аудиторскую палату, заявлениям аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей.

Аудиторская палата по результатам осуществления контроля качества, а также по поступившим представлениям, вносимым Нацбанком и Минфином в Аудиторскую палату, вправе применять к аудиторским организациям, аудиторам – индивидуальным предпринимателям меры воздействия в виде:

  • предупреждения;
  • требований об уплате штрафа;
  • приостановления членства в Аудиторской палате;
  • исключения из членов Аудиторской палаты.

Реестр аудиторов

Минфин совместно с Аудиторской палатой будет вести аудиторский реестр, который представляет собой систематизированный перечень аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций и сведений о них. Реестр будет вестись в электронном виде и являться общедоступным путем размещения на официальном сайте Минфина в сети Интернет.

Кроме общей информации об аудиторе (фамилия, собственное имя, отчество, место жительства, номер квалификационного аттестата, дата и номер решения о его выдаче Минфином) в реестре будут сведения:

  • в какой аудиторской организации или у какого аудитора – индивидуального предпринимателя работает данный аудитор на основании трудового договора либо не участвует в осуществлении аудиторской деятельности;
  • о наличии квалификационных аттестатов аудитора (свидетельств или иных аналогичных документов) других государств;
  • наличии сертификатов или иных документов, подтверждающих специальную подготовку в области МСФО.

В реестре об аудиторской организации и аудиторе – индивидуальном предпринимателе можно будет найти информацию:

  • об оказании услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности;
  • о праве оказывать услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности);
  • праве оказывать услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО;
  • страховании ответственности (дата, номер, срок действия договора добровольного страхования гражданской ответственности аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем) за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности (при его наличии));
  • результатах последней осуществленной Аудиторской палатой в отношении аудиторской организации (аудитора – индивидуального предпринимателя) внешней оценки качества ее работы и последней проведенной Минфином проверки соблюдения аудиторской организацией (аудитором – индивидуальным предпринимателем) законодательства об аудиторской деятельности с указанием даты осуществления оценки и примененных мер воздействия (ответственности).

Условия осуществления аудиторской деятельности

Аудитор, аудитор – индивидуальный предприниматель, аудиторская организация смогут осуществлять аудиторскую деятельность с даты включения сведений о них в аудиторский реестр, а для аудиторов – индивидуальных предпринимателей и аудиторских организаций дополнительное требование – обязательное членство в Аудиторской палате.

В части численности штата аудиторских организаций изменений не внесено. Однако уточнено, что в штате аудиторской организации должно быть не менее пяти аудиторов, обязанных участвовать в осуществлении аудиторской деятельности, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы.

Понятие «фактическое участие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности», рассмотренное в абзаце 5 ст. 7 Закона в новой редакции, в данном случае не применяется.

Для оказания аудиторской организацией аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, необходимо будет одновременное соблюдение требований:

  • наличие в штате аудиторской организации не менее трех аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы, имеющих специальную подготовку в области МСФО;
  • прохождение аудиторской организацией не реже одного раза в три года внешней оценки качества Аудиторской палатой ее работы с результатом, удовлетворяющим критериям, позволяющим оказывать аудиторские услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО.

Информационный банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту

Еще одним новшеством как для аудиторов, так и для организаций является то, что Минфин будет формировать и вести информационный банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту.

Сведения о таких организациях будет предоставлять Аудиторская палата на основании информации об оказании аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности. Такую информацию обязаны будут представлять в Аудиторскую палату аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели.

Обязанность представления информации о проведении обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности в Минфин возложена также на аудируемых лиц.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности

В новой редакции Закона иные организации должны проводить обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, в случае если объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает 500 000 базовых величин (на 31 декабря предыдущего отчетного года). Указанный критерий будет применяться при определении необходимости проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной за 2020 г.

Новым Законом разрешено аудиторским организациям при проведении обязательного аудита годовой консолидированной бухгалтерской и (или) финансовой отчетности привлекать на договорной основе другие аудиторские организации для проведения аудита финансовой информации лиц, входящих в группу организаций в соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетности.