Постановлением Совмина от 23.04.2021 N 243 (далее — Постановление N 243) внесены изменения в постановление Совмина от 31.07.2014 N 744 «Об оплате труда работников».

Новшества касаются не только порядка повышения, но и изменения размеров оплаты труда и (или) структуры заработной платы работникам в государственных организациях и организациях, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее — государственные организации).

Установлено, что в государственных организациях повышение размеров оплаты труда работников производится при условии соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы более 1,0.

Как и ранее, при определении производительности труда в организации применяется выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг или добавленная стоимость на одного среднесписочного работника. Выбор показателя расчета производительности труда осуществляется государственной организацией на календарный год по согласованию с вышестоящим органом (организацией) (п. 1 Постановления N 243).

Однако был только один возможный случай смены показателя определения производительности труда в течение календарного года: выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника можно было заменить на добавленную стоимость на одного среднесписочного работника на этот же календарный год.

С 1 мая 2021 года предусмотрена возможность однократно в течение календарного года изменить показатель расчета производительности труда по согласованию с вышестоящим органом (организацией): выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг на одного среднесписочного работника — на показатель добавленной стоимости на одного среднесписочного работника и наоборот — добавленную стоимость на выручку (п. 1 и 2 Постановления N 243).

Также с 1 мая 2021 года руководитель государственной организации вправе:

— повышать размеры оплаты труда работников обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, при условии соотношения роста производительности труда и номинальной начисленной среднемесячной заработной платы более 1,0 в этом обособленном подразделении;

— изменять размеры оплаты труда и (или) структуру заработной платы работникам в пределах общего размера оплаты труда, установленного локальными правовыми актами и трудовыми договорами (п. 1 и 2 Постановления N 243).

Как комментирует Минтруда и соцзащиты, данное право позволит осуществлять единовременный пересмотр размеров тарифных ставок (тарифных окладов) работников при индексации заработной платы, проводить совершенствование структуры заработной платы работников и т.п. при условии сохранения общего размера оплаты труда, установленного локальными правовыми актами и трудовыми договорами.

Отметим, что общий размер оплаты труда работника складывается из размеров таких элементов, как тарифная ставка (тарифный оклад), стимулирующие и компенсирующие выплаты, и устанавливается нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иных локальных правовых актов и трудового договора (ч. 1 ст. 61, ч. 1 ст. 63 ТК). Таким образом, регулируя размеры элементов системы оплаты труда или изменив их состав, может быть создана более гибкая система оплаты труда и при этом не будет допущен рост заработной платы.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex