С 01.07.2019 Указом Президента от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223) вводятся требования о проведении процедур закупок при строительстве, финансируемых полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов <*>. Новые правила будут действовать два года в период с 01.07.2019 до 01.07.2021 <*>.

Справочно
Ранее закупки товаров (работ, услуг) для строительства, финансируемые полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, осуществлялись:
— с 01.01.2017 до 01.01.2019 — согласно Указу Президента от 20.10.2016 N 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»;
— с 01.01.2019 по 30.06.2019 — с применением законодательства о госзакупках <*>.

Какие процедуры проводить

С 01.07.2019 закупки при строительстве нужно будет проводить, за некоторым исключением, с применением следующих процедур:

Что необходимо закупить Вид процедуры
Работы, услуги <*> Подрядные торги
Переговоры
Товары при строительстве <*>.

Исключение: госзакупки медизделий. Они осуществляются в порядке, определенном законодательством о госзакупках

Торги на закупку товаров при строительстве (далее – торги)
Биржевые торги в соответствии с законодательством о товарных биржах (далее – биржевые торги)
Переговоры

Важно
При закупках товаров (работ, услуг) при строительстве не применяется Указ от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» <*>.

Когда заказчик обязан проводить подрядные торги, торги, биржевые торги

С 01.07.2019 заказчик обязан проводить подрядные торги, за некоторым исключением, при стоимости строительства объектов 6000 БВ (153 000 BYN) и более <*>.

Проведение торгов либо биржевых торгов обязательно, если стоимость строительства объекта также составляет 6000 БВ и более, при этом заказчик размещает необходимые для строительства заказы <*>:

на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, если ее разработка предусмотрена законодательными актами;

выполнение проектных и изыскательских работ;

закупку товаров, если стоимость каждого их вида составляет 3000 БВ (76 500 BYN) и более;

оказание инженерных услуг стоимостью 3000 БВ (76 500 BYN) и более;

выполнение отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, если стоимость каждого их вида составляет 3000 БВ (76 500 BYN) и более.

Справочно
Биржевые торги проводятся в отношении товаров, обязательность заключения сделок с которыми на биржевых торгах установлена законодательством о товарных биржах.

Когда заказчик вправе провести переговоры или самостоятельно выбрать процедуру

Установлено, что с 01.07.2019 заказчик вправе самостоятельно выбрать процедуру закупки при строительстве, в том числе провести переговоры, в случаях, если заключаются договоры на <*>:

— выполнение работ по текущему ремонту;

ведение авторского надзора за строительством, если разработчик проектной документации не может осуществлять такой надзор;

внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика;

— выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в том числе сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством;

аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ.

Также заказчик сам выбирает процедуру закупки при строительстве, если:

— подрядные торги, торги, биржевые торги не состоялись (участник-победитель не определен или отказался от заключения договора);

— генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с субподрядчиками на выполнение (оказание) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству.

В указанных случаях закупки при строительстве осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов <*>.

Когда процедуры закупок можно не проводить

Установлены случаи, когда заказчик имеет право не проводить при строительстве процедуры закупок при строительстве, предусмотренные Указом № 223, а также процедуры госзакупок <*>.

Так, без проведения указанных процедур заказчик вправе определять организации при приобретении товаров (работ, услуг):

— для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений);

— ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с госорганом (организацией), которому подчинен либо в состав (систему) которого входит заказчик, а в случае отсутствия такого государственного органа (организации) – по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения заказчика).

При этом согласно терминам и определениям, установленным приложением 2 к Указу № 223, под аварийно-восстановительным ремонтом капитальных строений (зданий, сооружений) следует понимать совокупность мероприятий и работ по проведению текущего или капитального ремонта, направленных на ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий либо повреждений зданий и сооружений (их элементов), а также работы по предотвращению отказа магистральных трубопроводов и оборудования, инженерных систем, угрожающего безопасности и требующего немедленной их остановки, осуществляемые в круглосуточном режиме в кратчайшие сроки с момента возникновения угрозы жизни и здоровью населения и (или) уничтожения либо повреждения имущества физических и юридических лиц.

Кто не может быть участником закупок при строительстве

Указ № 223 устанавливает перечень лиц, которые не смогут быть участниками закупок при строительстве <*>.

Так, к участию в процедурах закупок при строительстве с 01.07.2019 не будет допускаться:

эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;

— юрлицо и (или) ИП, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;

— организатор проводимых процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

— учредитель, участник, собственник имущества организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

— юрлицо, находящееся в процессе реорганизации, за исключением юрлица, к которому присоединяется другое юрлицо;

— юрлицо (ИП), находящееся (находящийся) в процессе ликвидации (в стадии прекращения деятельности), в том числе признанное (признанный) в установленном порядке экономически несостоятельным (банкротом), за исключением юрлица, находящегося в процедуре санации;

— лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;

— лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве.

Что нового в проведении процедур закупок

Порядок организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве определит Совмин <*>. До 01.01.2019 заказчики и участники процедур закупок при строительстве руководствовались порядком организации и проведения процедур, установленным постановлением Совмина № 88.

Терминология. Указ № 223 вводит термины для целей закупок при строительстве <*>. В том числе определения аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), вида товаров, закупки товаров при строительстве, преференциальной поправки, процедуры закупки, работ, услуг строительства, технической модернизации, участника, участника-победителя, частного партнера, эксперта, экспертной организации.

Префпоправка. Право устанавливать префпоправку для процедур закупок при строительстве, определять ее размер и условия применения предоставлено Совмину <*>. Префпоправка может быть установлена в случаях предложения участником таких процедур:

— товаров (работ, услуг) собственного производства;

— товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств – членов Евразийского экономического союза.

Важно
Указ № 223 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до 01.07.2019. При этом следует учитывать, что процедура закупки при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении <*>.