Указ от 21.03.2022 N 112 «Об особенностях использования арендного жилья» определил ряд новых мер, направленных на повышение эффективности использования арендного жилья.

1. Исполкомам

Районным, городским исполкомам, администрациям районов г. Минска предоставлено право не взимать плату за пользование арендным жильем коммунального жилищного фонда, требующим ремонта, при условии его выполнения с согласия граждан за счет собственных средств (ч. 1 п. 2 Указа N 112).

Обратите внимание!
Это касается арендного жилья, предоставляемого гражданам в соответствии с п. 4 и 5 ст. 112 ЖК, т.е. при отсутствии заявлений граждан, имеющих право на первоочередное предоставление арендного жилья.

Процедура освобождения граждан от платы за арендное жилье включает принятие соответствующего решения по согласованию с областными, Минским городским исполкомами. Решения согласовываются в десятидневный срок со дня их получения (ч. 2 п. 2 Указа N 112).

Определены условия, при которых граждане, согласившиеся на ремонт арендного жилья за счет собственных средств, могут быть освобождены от платы за жилье (ч. 3 п. 2 Указа N 112). Так, плата не взимается:

— при выполнении ремонта согласно смете, утвержденной госорганизацией, в хозяйственном ведении (оперативном управлении) которой находится жилье. Стоимость ремонта не должна превышать сметной стоимости по каждому виду работ и материалов;

— после подтверждения не позднее шести месяцев со дня заключения договора найма арендного жилья выполненных согласно смете ремонтных работ и их оплаты. Эти работы должны быть отражены в акте о приеме-передаче во владение и пользование жилых помещений;

— в период, определяемый соразмерно стоимости ремонта, указанной в смете.

Обратите внимание!
Под ремонтом понимается текущий ремонт жилых помещений, установка, замена и ремонт вышедшего из строя в процессе эксплуатации внутриквартирного электрического, газового, санитарно-технического и иного оборудования (кроме систем центрального отопления, противодымной защиты и автоматической пожарной сигнализации), приборов индивидуального учета расхода воды, тепловой и электрической энергии, газа, внутриквартирной электропроводки (абз. 3 п. 3 Указа N 112).

Граждане вправе делать ремонт как самостоятельно, так и с привлечением иных лиц на договорных условиях. В случае расторжения договора найма арендного жилья по инициативе нанимателя либо наймодателя в случаях, предусмотренных законодательными актами, затраченные на ремонт средства возмещению не подлежат (ч. 4, 5 п. 2 Указа N 112).

2. Госорганизациям

Обратите внимание!
Под госорганизациями понимаются республиканские и коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения и иные юрлица, имущество которых находится в госсобственности и закрепляется за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (абз. 2 п. 3 Указа N 112).

Госорганизациям предоставлена возможность строительства арендного жилья за счет собственных средств и (или) с привлечением кредитов. Построившие арендное жилье госорганизации вправе (подп. 1.1 п. 1 Указа N 112):

— самостоятельно определять порядок и условия его предоставления нанимателям в соответствии со своими локальными правовыми актами (в том числе коллективными договорами);

— устанавливать размер платы за пользование жильем, предоставляемым своим работникам на условиях договора найма арендного жилья на период трудовых отношений. Уточнено, что такая плата не должна быть менее обычной платы за пользование арендным жильем, размер которой определяется в соответствии с ч. 3 — 5 п. 2 ст. 31 ЖК.

Арендное жилье закрепляется за построившими его госорганизациями на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления и не может быть передано без их согласия в хозяйственное ведение, оперативное управление или безвозмездное пользование других юрлиц, если Президент не определит иное (подп. 1.2 п. 1 Указа N 112).

Средства, полученные от сдачи арендного жилья, остаются у госорганизаций и могут направляться на следующие цели (подп. 1.3 п. 1 Указа N 112):

— строительство нового арендного жилья, приобретение, реконструкцию недвижимости под арендное жилье, текущий ремонт освободившегося арендного жилья и другие цели, указанные в ч. 8 п. 2 ст. 31 ЖК;

— погашение кредитов, привлеченных на строительство арендного жилья, и уплату процентов за пользование этими кредитами;

— содержание и развитие материально-технической базы, связанной с эксплуатацией жилищного фонда.

3. Всем владельцам государственного жилищного фонда

Указ N 112 внес изменения в Указ от 07.04.2020 N 121. Помимо прочего, уточнен порядок использования денежных средств, поступающих от платы за пользование арендным жильем на специальные счета:

— облисполкомов, Минского горисполкома (коммунальный жилищный фонд);

— госорганов и госорганизаций, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения республиканского жилищного фонда, госорганов и госорганизаций, заключивших договор безвозмездного пользования жилыми помещениями республиканского жилищного фонда, или уполномоченных ими лиц (республиканский жилищный фонд).

Определено, что деньги могут использоваться в том числе на выполнение функций администрирования (абз. 4 п. 2 приложения к Указу N 112). Под администрированием понимается выполнение организациями, в хозяйственном ведении, оперативном управлении либо безвозмездном пользовании которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда, от имени собственника следующих функций без их бюджетного финансирования:

— ведение претензионно-исковой работы по отношениям, связанным с жилыми помещениями государственного жилищного фонда, включая уплату госпошлины;

— оформление правоудостоверяющих документов на жилые помещения государственного жилищного фонда, а также на земельные участки, на которых они расположены, в случае необходимости.

Объем денежных средств, направляемых на текущий ремонт свободного (освободившегося) арендного жилья, установку, замену и ремонт оборудования, а также на выполнение функций администрирования, по-прежнему не должен превышать 40% от общего объема средств, полученных от предоставления арендного жилья, зачисленных на специальные счета. При этом установлено, что размер средств, направляемых на выполнение функций администрирования, в свою очередь не должен превышать 10% от объема средств, направляемых на текущий ремонт свободного (освободившегося) арендного жилья, установку, замену и ремонт оборудования, а также на выполнение функций администрирования (абз. 10 п. 2 приложения к Указу N 112).

Случаи, когда остаток денежных средств со специальных счетов прекращающих деятельность госорганов, других организаций перечисляется на специальный счет соответствующего облисполкома, Мингорисполкома при передаче арендного жилья в коммунальную собственность, дополнены новым положением. Теперь так следует поступать в том числе при отсутствии иных жилых помещений данного вида, находящихся в хозяйственном ведении, оперативном управлении либо безвозмездном пользовании госорганов, госорганизаций, иных организаций, открывших специальный счет, а также в безвозмездном пользовании организаций, с которыми открывшие специальные счета (уполномочившие других лиц на открытие специальных счетов) госорганы и госорганизации заключили договоры безвозмездного пользования жилыми помещениями республиканского жилищного фонда (абз. 17 п. 2 приложения к Указу N 112).

Уточнен срок, на который заключается договор найма арендного жилья с работниками (служащими), которым жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитии были предоставлены по ходатайству других организаций. Договор с такими работниками (служащими) заключается на установленный в ранее заключенных договорах найма срок (абз. 7 п. 1 приложения к Указу N 112).

Указ N 112 вступил в силу 24.03.2022.