Учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией.
Бухгалтерский учет — система непрерывного формирования информации в стоимостном выражении об активах, обязательствах, о собственном капитале, доходах, расходах организации посредством документирования, инвентаризации, учетной оценки, двойной записи на счетах бухгалтерского учета, обобщения в отчетности ( абз. 4, 22 ст. 1 Закона N 57-З).
Таким образом, вопрос формирования учетной политики для целей ведения бухгалтерского учета актуален для организаций, ведущих бухгалтерский учет.
В отдельных случаях нормативными актами по налогообложению предусмотрена вариантность, которая должна быть закреплена в учетной политике. Поскольку в настоящее время законодательством не предусмотрено утверждать отдельную учетную политику в целях налогообложения, выбор организацией соответствующего способа (метода) целесообразно закреплять в единой учетной политике.
Действие Закона N 57-З распространяется на организации (п. 1 ст. 2 Закона N 57-З).
В 2022 г. в порядок применения УСН были внесены существенные изменения, что необходимо учитывать при составлении учетной политики.
Так, с 1 января 2022 г. упразднена возможность применения УСН с уплатой НДС при реализации товаров (работ, услуг). В этой связи (подп. 1.1.2 ст. 326, ст. 329, п. 2 ст. 330 НК):
— ставка налога при УСН увеличена до 6%;
— отменена ставка налога при УСН в размере 3%;
— устанавливается единый отчетный период налога при УСН — календарный квартал.
Организациям, применявшим в 2021 г. УСН с уплатой НДС, уведомлять налоговый орган о переходе на УСН без уплаты НДС с 1 января 2022 г. не требуется.
Предельные пороги валовой выручки и численности работников для целей применения УСН для организаций с 1 января 2022 г. определены в размерах 2 150 000 бел. руб. и 50 человек соответственно (подп. 6.3.1 и 6.3.2 ст. 327 НК).
Установлены ограничения на применение УСН в 2022 г. в том числе в отношении организаций (п. 11 ст. 7 Закона N 141-З, абз. 3 ч. 3 подп. 2.1.5, подп. 2.6 ст. 324 НК):
— являвшихся в 2021 г. плательщиками налога при УСН, если валовая выручка организации нарастающим итогом за 2021 г. и (или) численность ее работников в среднем за этот период превысили соответственно 2 150 000 бел. руб. и 50 человек;
— принявших решение о переходе на УСН с 1 января 2022 г. и представивших в период с 1 октября по 31 декабря 2021 г. уведомление о переходе на УСН по установленной форме, если валовая выручка организации нарастающим итогом за первые девять месяцев 2021 г. и (или) численность ее работников в среднем за этот период превысили соответственно 1 612 500 бел. руб. и 50 человек;
— сдающих в аренду (наем, лизинг), иное возмездное пользование имущество, не находящееся в их собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении), посредством привлечения комиссионера (поверенного);
— к которым в результате реорганизации присоединена другая организация в случае нарушения критериев валовой выручки.
Предоставлено право применять УСН в 2022 г. (независимо от положений подп. 6.3.3 ст. 327 НК (в ред., действ. в 2021 г.)) организациям, являвшимся на 31 декабря 2021 г. плательщиками налога при УСН без уплаты НДС, численность работников которых в среднем за 2021 г. не превысила 50 человек, а валовая выручка нарастающим итогом за этот период составила более 1 481 522 бел. руб., но не более 2 150 000 бел. руб. (подп. 11.2 ст. 7 Закона N 141-З).
Применяющие упрощенную систему организации с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек, размер валовой выручки которых нарастающим итогом с начала года не превышает 817 520 бел. руб., вправе, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 333 НК, с начала налогового периода вести учет в Книге при УСН (п. 1 ст. 333 НК).
Не вправе вести учет в Книге при УСН (п. 2 ст. 333 НК):
— плательщики, обязанные в соответствии с актами Президента Республики Беларусь перечислять в бюджет часть прибыли (дохода);
— плательщики, реализующие инвестиционные проекты в соответствии с заключенными с Республикой Беларусь инвестиционными договорами;
— организации начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человек и (или) валовая выручка организации нарастающим итогом с начала года составила более 817 520 бел. руб. При этом начиная с указанного месяца ведение организациями бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются на общих основаниях;
— организации в календарном году, если в предшествующем ему календарном году численность работников организации в среднем за календарный год и (или) валовая выручка организации нарастающим итогом с начала года превысили их предельные величины, действовавшие в таком предшествующем году для определения права вести учет в Книге при УСН.
Отметим, что по разъяснениям специалистов Минфина учетная политика организаций, которые в середине календарного года прекратили ведение учета в Книге при УСН и начали ведение бухгалтерского учета, утверждается ее руководителем до начала ведения бухгалтерского учета и применяется с даты начала ведения бухгалтерского учета (online-конференция «Бухгалтерская отчетность за 2013 год и учетная политика на 2014 год».
Учетная политика организаций, применяющих УСН, ведущих бухгалтерский учет, составляется в общеустановленном порядке, предусмотренном в ст. 9 Закона N 57-З.
Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством составляющих.
Учетная политика организации включает (п. 4 ст. 9 Закона N 57-З):
— применяемые организацией виды учетной оценки;
— план счетов бухгалтерского учета организации;
— разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
— применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
— порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
— иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
При этом, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь (п. 5 ст. 9 Закона N 57-З).
Ниже приведем примерную форму приказа по учетной политике организации для вновь созданной организации.