20.07.2023 — последний день представления декларации по НДС за II квартал текущего года. Чтобы помочь ее заполнить, в материале-обзоре мы собрали новые важные нормативные документы и разъяснения МНС по НДС, принятые/опубликованные в апреле — июне 2023 г. Кроме того, приводим здесь полезные консультации специалиста МНС по рассматриваемой теме, которые рекомендуем учитывать при составлении декларации.

1. Изменения в налоговом законодательстве

1. Постановление Совмина от 17.04.2023 N 258.

Указанным документом утверждено Положение о порядке выдачи заключения об отнесении товаров к культурным ценностям (далее — Положение N 258). Такое заключение выдается Минкультуры и является основанием для освобождения от НДС (п. 1 и 2 Положения N 258):

— оборотов по реализации культурных ценностей на территории Республики Беларусь в соответствии с абз. 2 ч. 1 подп. 1.9 ст. 118 НК;

— при ввозе культурных ценностей на территорию Республики Беларусь в соответствии с подп. 1.7 ст. 119 НК.

Отдельно выделено, что, если заявленный товар не относится к культурным ценностям, предусмотренным в приложении 35 к НК, в выдаче заключения будет отказано (абз. 2 п. 10 Положения N 258).

Примечание
Обороты по реализации объектов, освобождаемые от НДС, отражаются в строке 8 раздела I части I декларации по НДС (ч. 1 подп. 15.5 Инструкции N 2).

При применении плательщиком освобождения от НДС по товарам, ввезенным с территории государств — членов ЕАЭС, налоговая база отражается в строке 3 части II декларации по НДС.

2. Постановление Совмина от 03.06.2023 N 366 (далее — постановление N 366).

Подпунктом 1.19 ст. 118 НК предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения организациями, их обособленными подразделениями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, по перечню таких организаций, их обособленных подразделений, утверждаемому Совмином.

Для целей применения вышеуказанной льготы в 2021 г. Совмином был установлен новый перечень организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, обороты по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление которыми освобождаются от НДС, согласно приложению 2 к постановлению Совмина от 26.10.2021 N 610 (далее — постановление N 610).

Подпункт 1.9 постановления N 366 внес определенные изменения в постановление N 610. В частности, название приложения 2 к постановлению N 610 изложено в новой редакции. Теперь оно называется «Перечень организаций, их обособленных подразделений, осуществляющих санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, в отношении которых применяются льготы по налогам, установленные в подп. 1.19 ст. 118, подп. 1.4 ст. 228 и подп. 1.9 ст. 239 НК». Кроме того, внесены небольшие изменения в сам перечень. К примеру, некоторые позиции из него исключены, а одна дополнена.

Отметим, что положения подп. 1.9 постановления N 366 вступают в силу с 08.06.2023, но распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2023.

3. Протокол о внесении изменений в Договор о ЕАЭС от 29.05.2014.

Документ подписан сторонами в Москве 08.02.2021, но начало его действия приходится на 03.04.2023.

Изменения коснулись порядка уплаты НДС при ввозе товаров на территорию свободной (специальной, особой) экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы ЕАЭС, функционирующей в Российской Федерации по состоянию на 01.07.2016. Тем, кого эти нововведения могут коснуться, предлагаем ознакомиться с нашим комментарием.

2. Разъяснения налоговых органов

1. Письмо МНС и ГТК от 17.05.2023 N 08/4936/2-1-12/01516.

В соответствии с подп. 2.2, подп. 3.1 и 3.2 ст. 122 НК при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации на ее территории растительного масла (подсолнечного, а также сафлорового, рапсового и горчичного) НДС может уплачиваться как по ставке 10, так и 20%. Для исчисления налога по пониженной ставке необходимо соблюсти определенные условия.

МНС и ГТК подробно разъяснили все нюансы применения ставки НДС в размере 10% в отношении масла растительного. В частности, на налогообложение влияют классификация растительных масел по ТН ВЭД ЕАЭС, а также во внимание принимаются характеристики, позволяющие или не позволяющие считать такое масло пищевым.

Если эта тема близка и (или) интересна — рекомендуем внимательно ознакомиться с текстом разъяснения.

Примечание
Операции, облагаемые по ставке НДС 10%, в частности обороты по реализации продовольственных товаров по перечню согласно приложению 26 к НК, отражаются в строке 3.2 раздела I части I декларации по НДС. Если подобные товары ввозятся в Республику Беларусь из стран — участниц ЕАЭС, то такие операции отражаются в строке 2 части II декларации по НДС (ч. 3 подп. 15.2, подп. 20.1 Инструкции N 2).

2. Письмо МНС от 22.05.2023 N 2-1-13/01580.

По вопросу исчисления НДС при реализации товаров по цене ниже цены их приобретения МНС разъяснило следующее.

Налоговая база НДС определяется исходя из цены приобретения при реализации по цене ниже цены приобретения товаров, приобретенных на стороне, с даты приобретения которых прошло менее 12 месяцев, если приобретенные товары при их реализации остались в неизменном состоянии (ч. 1 подп. 42.1 ст. 120 НК).

Исходя из положений ч. 5 подп. 42.1 ст. 120 НК под ценой приобретения для товаров, приобретенных на территории Республики Беларусь, понимается цена с НДС (за исключением отдельных случаев). Для товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь (импортированных), — цена, по которой товары приняты к учету без НДС. Указанная норма применяется для целей сравнения цены реализации товаров с ценой их приобретения, и для приобретенных на территории Республики Беларусь товаров такие цены сопоставляются с учетом НДС, для импортированных — без учета НДС.

При определении исчисленной суммы НДС в соответствии с п. 42 ст. 120 НК необходимо руководствоваться положениями ч. 1 п. 2 ст. 128 НК с применением формулы НДСисч = НБ x ставка НДС.

При заполнении графы 2 строки 1 раздела I части I декларации по НДС налоговая база указывается с учетом НДС (ч. 1 подп. 15.2 Инструкции N 2).

Для полного раскрытия темы в письме N 2-1-13/01580 приведены два примера. Первый касается исчисления НДС и отражения в декларации по НДС реализации товара, приобретенного на территории Республики Беларусь, по цене ниже цены приобретения. Второй — про реализацию импортированного товара по цене ниже цены приобретения.

3. Письмо МНС от 22.05.2023 N 2-1-13/01579.

В разъяснении об обложении НДС бюджетных средств, выделяемых в соответствии с Указом N 131, приводится ряд норм действующего законодательства.

Основываясь на них, регулятор делает заключение, что средства на оказание в соответствии с Указом N 131 поддержки в виде субсидий юридическим лицам, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, являющимся государственными организациями, имеют целевое назначение (в полном объеме используются на финансирование производства (возмещение расходов на производство) белорусского (национального) контента).

В соответствии же с подп. 5.5 ст. 120 НК при определении налоговой базы НДС не учитываются средства, поступившие из бюджета и использованные по целевому назначению. При этом суммы НДС, предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе) товаров (работ, услуг), имущественных прав за счет бюджетных средств, а также возмещенные за счет этих средств, не подлежат вычету в соответствии с подп. 24.4 ст. 133 НК.

4. Письмо МНС от 25.05.2023 N 2-1-13/01628.

В разъяснении говорится, что при электронной дистанционной продаже товаров, осуществляемой белорусскими субъектами хозяйствования через электронные торговые площадки, под которыми понимаются как маркетплейсы, так и интернет-магазины белорусских субъектов хозяйствования, местом реализации таких товаров территория Республики Беларусь не признается, когда место доставки покупателю товара расположено по адресу за пределами Республики Беларусь.

Несмотря на то что при электронной дистанционной продаже товаров, место доставки которых покупателю расположено по адресу за пределами Республики Беларусь, объекта обложения НДС не возникает:

— такие обороты подлежат отражению в строке 9-1 раздела I части I декларации по НДС (подп. 15.5-2 Инструкции N 2);

— суммы НДС по таким товарам не включаются в затраты (п. 3 ст. 133 НК).

Белорусский субъект хозяйствования, реализовавший таким образом товар, должен располагать подтверждением места доставки товаров покупателю по адресу за пределы Республики Беларусь. Порядок заполнения ЭСЧФ для такого случая установлен п. 67 Инструкции N 15.

3. Разъяснения компетентных специалистов

Для продолжения чтения материала войдите в ilex под своим логином либо запросите пробный доступ