Чтобы помочь плательщикам заполнить декларацию по НДС за IV квартал 2023 г., в материале, являющимся обзором, собраны важные нормативные документы и разъяснения МНС по НДС, принятые/опубликованные в октябре — декабре 2023 г.

 Также приводятся полезные консультации компетентных специалистов по рассматриваемой теме, которые рекомендуем учитывать при расчете налога за прошедший квартал.

1. Изменения в налоговом законодательстве

1.  Указ от 05.10.2023 N 314.

Документ вносит изменения в Указ от 13.08.2019 N 306. Эти изменения среди прочего:

— корректируют установленные ранее льготы и преференции по НДС. В частности, уточняются и дополняются положения подп. 20.1 Указа от 13.08.2019 N 306. Теперь от НДС освобождаются обороты по реализации участниками строительства товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь в целях проектирования, строительства, оснащения и гарантийного обслуживания Национального футбольного стадиона в границах просп. Партизанского — ул. Ванеева — ул. Долгобродской в Минске (далее — стадион) и объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающими функционирование стадиона, в пределах границ площадки строительства (далее — объекты). Обращаем внимание на порядок применения изменений, предусмотренный ч. 2 п. 3 Указа от 05.10.2023 N 314;

— вводят новое освобождение по налогу и основание для его применения. Так, с 08.10.2023 освобождаются от НДС обороты по реализации на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в белорусских налоговых органах, работ, услуг, имущественных прав по договорам, заключенным с генеральным подрядчиком (организация, определенная Правительством КНР или органом по управлению, уполномоченным Правительством КНР на строительство) в целях проектирования, строительства, оснащения, гарантийного обслуживания стадиона и объектов (подп. 20.7 Указа от 13.08.2019 N 306, п. 3 Указа от 05.10.2023 N 314).

Примечание
Обороты по реализации объектов, освобождаемые от НДС, отражаются в строке 8 раздела I части I декларации по НДС (ч. 1 подп. 15.5 Инструкции N 2).
В строке 13 раздела I части I декларации по НДС не отражается налоговая база при приобретении у иностранных индивидуальных предпринимателей и организаций, не состоящих на учете в белорусских налоговых органах объектов, освобождаемых от НДС в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (ч. 3 подп. 15.9 Инструкции N 2).

2. Указ от 05.10.2023 N 315.

Документ вносит определенные корректировки в https://ilex-private.ilex.by/view-document/BELAW/210990/#M100001 Указ от 13.08.2019 N 307. К примеру, в части НДС они:

— изменяют введенные ранее льготы. В частности, уточняются и дополняются положения подп. 20.1 Указа от 13.08.2019 N 307. Теперь от НДС освобождаются обороты по реализации участниками строительства товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь в целях проектирования, строительства, оснащения и гарантийного обслуживания бассейна международного стандарта в границах ул. Домашевской — ул. Кальварийской — ул. Харьковской в Минске и объектов обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающими функционирование бассейна, в пределах границ площадки строительства;

— устанавливают новое освобождение. Его суть и основание для применения льготы содержатся в подп. 20.7 Указа от 13.08.2019 N 307.

Дополнительно отметим, что новации, предусмотренные Указом от 05.10.2023 N 315, вступили в силу с 08.10.2023.

3. Указ от 19.10.2023 N 333.

Среди прочего документ (п. 1 приложения 2 к Указу от 19.10.2023 N 333) вносит изменения в Указ от 23.10.2006 N 628. Из значимых, к примеру, выделим такие:

— содержание ранее установленной льготы по НДС изложено в новой редакции. Теперь она звучит так: освободить республиканские унитарные производственные предприятия, подчиненные Департаменту исполнения наказаний Министерства внутренних дел (приложение), от уплаты НДС с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), изготавливаемых (выполняемых, оказываемых) ими, с направлением высвобождаемых денежных средств на компенсацию затрат на приобретение (создание) основных средств и запасов (ч. 1 п. 1 Указа от 23.10.2006 N 628). Термины «основные средства» и «запасы» применяются здесь в значениях, используемых в законодательстве о бухгалтерском учете и отчетности;

— незначительные корректировки внесены в перечень республиканских унитарных производственных предприятий системы МВД, освобождаемых от уплаты НДС (приложение к Указу от 23.10.2006 N 628).

4. Закон от 27.12.2023 N 327-З.

С 2024 г. в ст. 116 НК скорректированы положения об определении места реализации товаров при их электронной дистанционной продаже в соответствии с подходами, применяемыми на практике. При этом изменения, внесенные в ст. 116 НК, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 01.01.2023. Так, с 01.01.2023 (п. 50 ст. 1, ст. 6, абз. 2 ст. 9 Закона N 327-З):

— к документам, подтверждающим место реализации товаров при их электронной дистанционной продаже, относятся транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие передачу товаров на склад не только иностранных, но и белорусских организаций и ИП, осуществляющих электронную дистанционную продажу товаров (абз. 3 ч. 2 подп. 1.3 ст. 116 НК);

— в качестве документов, подтверждающих место реализации товаров при их электронной дистанционной продаже, если товары доставляются покупателю по почте или курьерской службой, могут использоваться транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие отгрузку (передачу) товаров лицу, осуществляющему пересылку почтовых отправлений (доставку курьерских отправлений), а также документы, подтверждающие пересылку (доставку) таким лицом товаров, и информация из таких документов в части сведений о государстве, на территорию которого товар доставлен покупателю (абз. 4 ч. 2 подп. 1.3 ст. 116 НК);

— при электронной дистанционной продаже товаров местом их реализации не признается территория Республики Беларусь, если документы (информация), подтверждающие место реализации товаров при электронной дистанционной продаже, подтверждают доставку товаров покупателям по адресам, расположенным за пределами Республики Беларусь (ч. 3 п. 2 ст. 116 НК).

Примечание
 Обороты по реализации при электронной дистанционной продаже товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, отражаются в строке 9-1 раздела I части I декларации по НДС (подп. 15.5-2 Инструкции N 2).

2. Разъяснения налоговых органов

Статья «Налоговая декларация (расчет) по НДС: излишнее предъявленные суммы НДС» (Налоги Беларуси, — 2023. — N 30).

НК-2023 содержит определение понятия «излишне предъявленные суммы НДС». Согласно п. 7 ст. 129 НК-2023 это суммы НДС, излишне предъявленные продавцом одновременно в ЭСЧФ и первичных учетных документах, в том числе в связи с приданием нормативным правовым актам обратной силы.

Излишне предъявленные продавцом суммы НДС подлежат исчислению и уплате им в бюджет, а также отражению в строке 11 «Суммы НДС, излишне предъявленные покупателям» раздела I части I декларации по НДС (подп. 7.1 ст. 129 НК-2023, подп. 15.7 Инструкции N 2).

В приведенном материале на конкретных примерах рассмотрено отражение в декларации по НДС:

— сумм НДС, признаваемых излишне предъявленными;

— излишне предъявленных сумм НДС продавцами, не являющимися плательщиками НДС.

Эту публикацию следует учесть, чтобы в подобных ситуациях правильно и обоснованно все отразить в декларации по НДС.

3. Разъяснения компетентных специалистов

1. Круглый стол «НДС и ЭСЧФ при работе с нерезидентами: практика применения в 2023 г.».

На мероприятии прозвучал такой вопрос. Ввоз из России остатка топлива в баке автомобиля освобождается от НДС и акцизов по подп. 1.1 ст. 119 и абз. 2 ст. 154 НК-2023 соответственно. Надо ли показывать в декларации по НДС и декларации по акцизам стоимость льготируемого топлива, если организация не знает его фактический объем и стоимость? Применяется ли в 2023 г. письмо МНС N 4-2-15/00542, где сказано, что такой ввоз не рассматривается как импорт товара?

Ознакомиться с ответом Новиковой Светланы Ивановны можно в указанном материале (вопрос-ответ 12 круглого стола «НДС и ЭСЧФ при работе с нерезидентами: практика применения в 2023 г.»).

2. Аудиториум ilex «НДС: актуальные вопросы текущего года. Планируемые изменения в Налоговом кодексе в отношении НДС».

Приведем вопрос, заданный организацией, которая, помимо оборотов по реализации на территории нашей страны, производит отгрузку товаров за пределы Беларуси. Заключается он в следующем. Продавец на ОСН в 2023 г. имеет выручку от реализации товаров, облагаемых по ставке НДС 20%, и выручку от реализации товаров при электронной дистанционной продаже, местом реализации которых не является территория Беларуси (без НДС). Сумма «входного» НДС превышает сумму НДС, исчисленную при реализации товаров. В какой строке декларации по НДС отражается сумма превышения налоговых вычетов: в строке 11 или 15 раздела IV части I?

Если описанная ситуация интересна — предлагаем узнать мнение лектора Вяличко Сергея Ивановича (вопрос-ответ 1 аудиториума ilex «НДС: актуальные вопросы текущего года. Планируемые изменения в Налоговом кодексе в отношении НДС»).

3. Аудиториум ilex «Распределение налоговых вычетов по НДС: учитываем обязательства текущего года».

Выделим еще один вопрос, заданный слушателем мероприятия, который заслуживает определенного внимания. В рамках реализации проекта международной технической помощи согласно Указу от 22.10.2003 N 460 заключен контракт. Организация выступает в роли подрядчика при выполнении работ. Правильно ли будет не создавать ЭСЧФ по оборотам от реализации и не отражать оборот в декларации по НДС?

Прочитать ответ Олега Алексеевича Бурдюка можно в указанном материале (вопрос-ответ 11 аудиториума ilex «Распределение налоговых вычетов по НДС: учитываем обязательства текущего года»).