Постановлением МНС от 28.01.2020 N 1 изменены некоторые формы налоговых деклараций, установленные постановлением МНС от 03.01.2019 N 2, а также уточнен порядок их заполнения. Рассмотрим, что же изменилось в налоге на прибыль и в налоге на доходы иностранных организаций.

Декларация по налогу на прибыль

В части II разделе II «Расчет прибыли к налогообложению, уменьшенной на убытки предыдущих налоговых периодов» увеличилось количество граф, предназначенных для налоговых ставок (гр. 4 — 10): гр. 4 для ставки 25%; гр. 5 — 18%; гр. 6 — 12%; гр. 7 — 10%; гр. 8 — 9%; гр. 9 — 6%; гр. 10 — резервная. Ранее для налоговых ставок этого раздела были отведены графы 4 – 7, и все они были обезличенными.

Раздел I части I «Расчет налоговой базы (валовой прибыли) и суммы налога на прибыль» уже содержит графы 4 – 10 под указанные налоговые ставки. В Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок (далее – Инструкция N 2) внесено пояснение, что эти графы заполняются в зависимости от количества применяемых ставок налога на прибыль <*>.

Кроме того, уточнено, что в графе 10 раздела I части I и в графе 10 раздела II части II следует отражать ставки, отличные от содержащихся в графах 4 – 9 (при их наличии или установлении) <*>.

Некоторые строки раздела I части I заполнять необязательно. А именно <*>:

стр. 1.1 «выручка от реализации на возмездной основе товаров (работ, услуг), имущественных прав». Она используется налоговыми органами при проведении камерального контроля в отношении правильности расчета предельной суммы прочих нормируемых затрат;

стр. 2.4 «сумма нормируемых затрат, в том числе:». Данный показатель выделяется из суммы затрат, учитываемых при налогообложении прибыли (стр. 2). Перечень нормируемых затрат определен в п. 1 ст. 171 НК;

стр. 2.4.1 «сумма прочих затрат». Показатель является составной частью нормируемых затрат, отражаемых в стр. 2.4 <*>. Сумма прочих затрат может быть отражена в декларации в размере, не превышающем 1% от выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и суммы доходов от аренды (иного возмездного или безвозмездного пользования имуществом) с учетом НДС <*>. При определении предельного размера прочих нормируемых затрат, указываемого в стр. 2.4.1, участвуют суммы выручки и внереализационных доходов, отражаемые по строкам 1 (1.1), 4.1.1.1 и 5 раздела I части I декларации.

Уточнено заполнение части V «Другие сведения». В частности, закреплено, что значение среднесписочной численности работников за отчетный период определяется в порядке, установленном постановлением Минстата от 29.07.2008 N 92 «Об утверждении Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду» <*>. Данным документом плательщики руководствовались и ранее.

Для представительств иностранных организаций конкретизирован порядок отражения в части V «Другие сведения» следующих показателей:

— фонд заработной платы (стр. 5);

— среднесписочная численность работников за отчетный период (стр. 6);

— суммы подоходного налога с физических лиц (стр. 7 — 10).

Напомним, декларация по налогу на прибыль представляется в налоговый орган по месту нахождения представительства иностранной организации, а также в налоговый орган по каждому месту осуществления предпринимательской деятельности через постоянное представительство (без дублирования участвующих в определении прибыли к налогообложению показателей) <*>. Вышеперечисленные сведения в части V этих деклараций должны быть отражены в количестве, сумме, которые относятся к деятельности соответствующего представительства, постоянного представительства (без их дублирования) <*>. Такой порядок применялся и ранее в соответствии с письмом МНС от 24.05.2019 N 4-2-15/00761.

В остальном форма декларации <*> и порядок ее заполнения не изменились. За отчетные периоды 2020 года декларацию по налогу на прибыль нужно будет представить по обновленной форме.

Декларация по налогу на доходы

Форма не изменилась. Декларация по налогу на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, представляется по форме согласно приложению 5. Ее реквизиты не изменились.

Уточнено заполнение графы 5 раздела I «Сумма дохода». В показатель этой графы не включается сумма налога на доходы, перечисляемая в бюджет не за счет средств плательщика <*>.

Напомним, плательщиком по данному налогу является иностранная организация <*>. Обязанность по перечислению налога в бюджет Республики Беларусь лежит на налоговых агентах, которые начисляют и (или) выплачивают доходы иностранной организации <*>. По общему правилу налоговый агент должен удержать налог из денежных средств, причитающихся плательщику <*>.

По разъяснениям МНС, допускается перечисление налога на доходы в бюджет налоговым агентом, являющимся юридическим лицом или ИП <*>, за счет собственных средств. Если указанные налоговые агенты не удержали налог на доходы, но перечислили его в бюджет за счет собственных средств, административная ответственность по ст. 13.7 КоАП к ним не применяется <*>.

Эта сумма налога не должна увеличивать размер дохода иностранной организации, отражаемый в гр. 5 раздела I декларации. Так же следовало поступать и ранее.