Постановлением Совмина от 21.03.2024 N 196 внесены изменения в постановление Совмина от 29.12.2023 N 985 «О временном регулировании цен», которым установлено регулирование цен на некоторые товары, предназначенные для реализации субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства. Изменения вступают в силу с 02.04.2024.

1. Изменения в составе регулируемых товаров

С 02.04.2024 вводится регулирование цен на комбикорма для сельскохозяйственных животных (за исключением комбикормов, предназначенных для розничной торговли (в потребительской упаковке). На эти товары будут действовать следующие ограничения:

— предельный максимальный норматив рентабельности, используемый для определения суммы прибыли, подлежащей включению в отпускные цены производителей в размере 20% (подп. 1.2 постановления N 985 в новой редакции);

— предельная максимальная надбавка импортера в размере 25% (подп. 1.5 постановления N 196, п. 7 приложения 1 к постановлению N 985 в новой редакции);

— предельная максимальная оптовая надбавка в размере 10% (подп. 1.5 постановления N 196, п. 7 приложения 1 к постановлению N 985 в новой редакции).

Производители, импортеры и субъекты оптовой торговли при продаже с 02.04.2024 комбикормов для сельскохозяйственных животных, за исключением комбикормов, предназначенных для розничной торговли (в потребительской упаковке), должны формировать (устанавливать) цены с учетом:

— вышеуказанных ограничений;

— иных положений постановления N 985 в новой редакции;

— норм Инструкции N 55.

Кроме того, изменения коснулись средств защиты растений. С указанной даты регулирование цен не распространяется на средства защиты растений, предназначенные для розничной торговли (в потребительской упаковке) (абз. 4 и 5 подп. 1.1, абз. 2 подп. 1.5 постановления N 196).

2. Цены на остатки товаров в опте

Субъекты оптовой торговли должны применять на товары, в отношении которых установлено регулирование цен, оптовую надбавку (но не более предельного максимального размера) к отпускным ценам производителей и импортеров. При этом должно быть подтверждение того, что отпускные цены также сформированы производителями и импортерами с учетом ограничений, установленных постановлением N 985 в новой редакции (ч. 1 п. 3 постановления N 985 в новой редакции).

Но оптовики не могут соблюсти вышеуказанное требование в отношении товаров, которые поступили им до того, как было введено регулирование цен на эти товары. Поэтому в отношении остатков таких товаров разрешено применять оптовую надбавку (но не более предельного максимального размера) к ценам приобретения товаров.

Как и ранее, такое правило работает в отношении остатков товаров, которые поступили до 12.02.2023 (дата введения регулирования цен на товары, предназначенные для реализации субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства) (абз. 5 подп. 1.2 постановления N 196, ч. 2 п. 3 постановления N 985, абз. 2 ч. 2 п. 3 постановления N 985 в новой редакции).

Такое же правило с 02.04.2024 вводится в отношении товаров, регулирование цен на которые впервые введено с 05.01.2024. Такими товарами являются очистители мелиоративных каналов, установки для промывки дренажа, запасные части, узлы и агрегаты для них. Оптовики вправе на остатки этих товаров применять оптовую надбавку (но не более предельного максимального размера) к ценам приобретения, сложившимся на 05.01.2024.

 Пример 1

Организация оптовой торговли N 2 приобрела в декабре 2023 г. запасную часть установки для промывки дренажа у организации оптовой торговли N 1 за 120 руб. без учета НДС. При продаже этого товара с 05.01.2024 организация оптовой торговли N 2 вправе применить оптовую надбавку (не более 20%) к цене приобретения 120 руб.

 Пример 2

Организация оптовой торговли N 2 приобрела 12.03.2024 запасную часть установки для промывки дренажа у организации оптовой торговли N 1 за 120 руб. без НДС. Продавец указал, что отпускная цена производителя — 110 руб., оптовая надбавка — 10 руб., или 9,1%. Имеется подтверждение формирования отпускной цены производителем с учетом соблюдения предельного максимального норматива рентабельности. При продаже этого товара организация оптовой торговли N 2 вправе применить оптовую надбавку (не более 20%) к отпускной цене производителя 110 руб.

Также установлено, что на остатки комбикормов для сельскохозяйственных животных, за исключением комбикормов, предназначенных для розничной торговли (в потребительской упаковке), можно применять оптовую надбавку (но не более предельного максимального размера) к ценам приобретения товаров, сложившимся на 05.01.2024 (абз. 6 подп. 1.2 постановления N 196, абз. 3 ч. 2 п. 3 постановления N 985 в новой редакции).

Отметим, что в данном случае по остаткам комбикормов не понятно, почему указана именно дата 05.01.2024. Логично, чтобы такой датой было 02.04.2024. В связи с этим возникает вопрос о применении оптовой надбавки на комбикорма, поступление которых приходится на период с 06.01.2024 по 01.04.2024. Надеемся, что Минсельхозпрод в дальнейшем разъяснит этот момент.

3. Разъяснение норм постановления N 985 в новой редакции

МАРТ предоставлено право разъяснять п. 4 постановления N 985 в новой редакции. Он касается обоснования и пересчета контрактных цен импортерами.

Ранее такое право предоставлялось МАРТ в отношении п. 3 постановления N 985 о применении оптовых надбавок субъектами оптовой торговли.

Сейчас п. 3 и иные положения постановления N 985 в новой редакции (за исключением п. 4 постановления N 985 в новой редакции) разъясняет Минсельхозпрод (подп. 1.4 постановления N 196, п. 7 постановления N 985, п. 7 постановления N 985 в новой редакции).

4. Ответственность

Производители и импортеры должны составлять экономические расчеты отпускных цен на товары, в отношении которых осуществляется госрегулирование цен. Реализация этих товаров без экономических расчетов влечет наложение штрафа на ИП или юрлицо в размере до 10% стоимости реализованных товаров (п. 32 — 34 Инструкции N 55, ч. 3 ст. 13.2 КоАП).

Несоблюдение предельных нормативов рентабельности, предельных надбавок влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на ИП или юрлицо — в двукратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров и расчетной величиной выручки по ценам, установленным в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 13.2 КоАП).

За нарушение порядка установления (формирования) и (или) применения цен на должностное лицо организации или ИП может быть наложен штраф в размере до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 13.2 КоАП).

Также установлена ответственность за неуказание в ТТН (ТН) сведений, связанных с установлением регулируемых цен. Такое нарушение влечет наложение штрафа в размере до 20 базовых величин, а на ИП или юрлицо — в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах (ч. 4 ст. 13.2 КоАП, п. 36 Инструкции N 55).

Постановление N 196 вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, т.е. с 02.04.2024 (п. 2 постановления N 196).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex