Закон от 07.12.2023 N 314-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» (далее — Закон N 314-З) внес изменения в понятийный аппарат, затронул вопросы оплаты административных процедур и информационно-коммуникационного взаимодействия при их осуществлении. Среди новелл — возможность подачи документов независимо от места жительства (нахождения) заинтересованного лица, а также использование проактивного формата.

Рассмотрим изменения подробнее.

1. Понятийный аппарат и сфера действия Закона N 433-З

Закон N 314-З скорректировал понятийный аппарат, сферу действия Закона N 433-З, определил компетенцию органов-регуляторов (п. 1, 2, 7 ст. 1 Закона N 314-З).

1.1. Новые определения Закона N 433-З

Закон N 433-З Закон N 433-З в новой редакции Суть изменений
Пункт 1 ст. 1.

Административная процедура — действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением) (далее — выдача справки или другого документа), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности

Пункт 1 ст. 1.

Административная процедура — действия уполномоченного органа по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица и заканчивающиеся принятием административного решения

Формулировка упрощена, исключена излишняя детализация
Пункт 2 ст. 1.

Уполномоченный орган — государственный орган, иная организация, а также межведомственная и другая комиссии, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры

Пункт 2 ст. 1.

Уполномоченный орган — государственный орган, иная организация, их структурные подразделения, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры

Понятие скорректировано с учетом практики осуществления административных процедур и абз. 2 ч. 2 п. 2 Указа N 240
Пункт 8 ст. 1.

Сложная и многоступенчатая административная процедура — административная процедура, состоящая из нескольких самостоятельных этапов, в которых участвует заинтересованное лицо (заключение договора, получение заключений и согласований, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур (далее — перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами), приемка объектов в эксплуатацию и др.)

Пункт 8 ст. 1.

Орган-регулятор — государственный орган, иная организация, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений

Исключено понятие сложной и многоступенчатой административной процедуры. С учетом абз. 3 ч. 2 п. 2 Указа N 240 введено понятие органа-регулятора
Норма отсутствовала Пункт 9 ст. 1.

Осуществление административной процедуры в электронной форме — комплекс действий, позволяющий подавать (отзывать) заявление заинтересованного лица, получать административное решение (уведомлять о принятом административном решении), подавать (отзывать) административную жалобу через единый портал электронных услуг, использовать информационное взаимодействие

Данное понятие предполагает не только возможность направить заявление на осуществление административной процедуры посредством единого портала электронных услуг (далее — ЕПЭУ) (как это происходит сегодня), но и полный цикл взаимодействия по процедуре: возможность получить через ЕПЭУ административное решение, подать административную жалобу и т.д.

 

 Примечание

При подаче заявления в электронной форме через ЕПЭУ идентификация и аутентификация проводятся с помощью Единой системы идентификации физических и юридических лиц и иных способов (п. 1 ст. 23-1 Закона N 433-З в новой ред.)

Норма отсутствовала Пункт 10 ст. 1.

Информационное взаимодействие — форма межведомственного взаимодействия между уполномоченными органами, другими государственными органами, организациями в целях осуществления административной процедуры с использованием информационных ресурсов (систем), интегрированных с общегосударственной автоматизированной информационной системой

Введено понятие информационного взаимодействия в рамках административных процедур
Норма отсутствовала Пункт 11 ст. 1.

Цифровизация административной процедуры — максимальное использование информационных технологий в процессе осуществления административной процедуры, в том числе путем реализации органами-регуляторами, другими государственными органами, организациями комплекса мер для перевода осуществления административной процедуры в электронную форму

С учетом содержания абз. 6 п. 1 Указа N 240 в Закон N 433-З введено понятие «цифровизация административной процедуры»

1.2. Исключения из сферы действия Закона N 433-З

Список отношений, на которые законодательство об административных процедурах не распространяется, пополнили:

— отношения, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков;

— отношения, связанные с госрегистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и ИП;

— деятельность, связанная со специфическими товарами (работами, услугами);

— нотариальная деятельность;

— отношения, связанные с использованием воздушного пространства Республики Беларусь (за исключением строительства высотных сооружений), осуществлением деятельности в области авиации на территории Республики Беларусь, обеспечением контроля за безопасностью полетов воздушных судов, авиационной безопасностью;

— отношения, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции;

— отношения, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

— отношения в сфере госсекретов;

— отношения, связанные с включением в реестр объединений нанимателей и исключением из него;

— иные отношения в случаях, установленных Президентом, и т.д. (ст. 2 Закона N 433-З в новой ред.).

Также Закон N 314-З внес в ст. 2 Закона N 433-З в новой редакции корректировки, обусловленные изменением законодательства (вступлением в силу Закона об урегулировании неплатежеспособности, Закона о Всебелорусском народном собрании и т.д.).

2. Новое в осуществлении административных процедур для граждан и юридических лиц

В ст. 3 Закона N 433-З в новой редакции нашла отражение выстроенная Указом N 240 трехуровневая система регулирования административных процедур.

Перечень административных процедур для граждан устанавливает Президент, для юридических лиц — Совмин (ч. 1, 2 п. 2 ст. 3 Закона N 433-З в новой ред.). В перечнях административных процедур (а для юридических лиц и ИП дополнительно — в регламентах) субъекты найдут всю необходимую информацию: исчерпывающие перечни документов, сроки, размер платы и т.д. (п. 3, 4 ст. 3 Закона N 433-З в новой ред.).

Обратите внимание!
Не допускается осуществление административных процедур, не включенных в перечни. Исключение — процедуры по изменению, дополнению административного решения, выдаче его дубликата (ч. 3 п. 2 ст. 3, ст. 28-1 Закона N 433-З в новой ред.).

2.1. Принципы, подведомственность, сроки

Закон N 433-З в новой редакции закрепил принципы соразмерности административной нагрузки (фактически данный принцип перенесен из п. 5 ст. 3 Закона N 433-З), удобства осуществления административной процедуры. Вместе с тем исключен принцип сотрудничества при осуществлении административных процедур (п. 3 ст. 1 Закона N 314-З).

Обратите внимание!
Заявление на осуществление административной процедуры через службу «одно окно» можно будет подать независимо от подведомственности (п. 5 ст. 6 Закона N 433-З в новой ред.), т.е. без привязки к месту жительства гражданина, месту нахождения юридического лица.

С учетом возможности подачи заявления об осуществлении административной процедуры в электронной форме (предполагает подачу заявлений в том числе в выходные дни, ночью) Закон N 314-З скорректировал срок административных процедур, осуществляемых в день обращения. В частности, если заявление поступит в нерабочие дни (нерабочее время), такие процедуры будут выполняться на следующий рабочий день уполномоченного органа (ч. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 433-З в новой ред.).

2.2. Плата

Закон N 314-З определил условия платы за осуществление административных процедур. Для ИП и юридических лиц она может увеличиться, поскольку Закон N 314-З предполагает ее установление для данных лиц с учетом размера экономически обоснованных затрат на осуществление процедуры и уровня рентабельности не выше 10% (ч. 2 п. 3 ст. 13 Закона N 433-З в новой ред., ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона N 433-З). Для граждан размер платы по-прежнему будет ограничиваться размером экономически обоснованных затрат (ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона N 433-З в новой ред.).

Обратите внимание!
По требованию юридического лица, ИП уполномоченный орган обязан будет предоставить расчет платы и вернуть ее в случаях, установленных законодательными актами, постановлениями Совмина (абз. 3 п. 4, 5 ст. 13 Закона N 433-З в новой ред.).

2.3. Новшества в подаче заявления на осуществление административной процедуры

В предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совмина случаях заявление можно будет подать на иностранном языке (п. 1 ст. 14 Закона N 433-З в новой ред.).

В заявлении больше не нужно будет указывать наименование уполномоченного органа, госорганизации, зарегистрировавшей юридическое лицо, ИП, если такие сведения не определяет законодательство об административных процедурах (абз. 7 п. 11 Закона N 314-З).

При этом потребуется указать:

— идентификационный номер (при наличии), если заявление подается нарочным (курьером) или посредством почтовой связи;

— вид связи для уведомления о принятом административном решении (при необходимости);

— реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя;

— реквизиты документа о плате за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) уполномоченным органом, или учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП (абз. 10 — 15 п. 11 Закона N 314-З).

Те же изменения касаются заявлений, подаваемых в электронной форме (п. 7 ст. 14 Закона N 433-З в новой ред.).

2.4. Новшества в приложениях к заявлению

1. Прикладывать к заявлению необходимо будет документы и (или) сведения, которые может представить только заинтересованное лицо. Документы, которые есть у уполномоченного лица либо которые оно может запросить самостоятельно, в перечень представляемых документов не включаются (п. 1 ст. 15 Закона N 433-З в новой ред.). Раньше такие документы могли представляться, если были у заинтересованного лица.

2. Документы, подтверждающие госрегистрацию, потребуется прилагать, если сведения о ней отсутствуют в ЕГРЮ (абз. 8, 9 п. 12 Закона N 314-З).

3. Документы, выданные в иностранных государствах, смогут принять без легализации (апостиля), если она невозможна в конкретном государстве по объективным причинам (массовые беспорядки, вооруженный конфликт, неблагополучная санитарно-эпидемиологическая ситуация) в соответствии с уведомлением об этих причинах МИДа (п. 6 ст. 15 Закона N 433-З в новой ред.).

2.5. Административные решения и жалобы

Закон N 314-З уточнил порядок рассмотрения заявлений об осуществлении административных процедур, межведомственного взаимодействия и выдачи административных решений (ст. 19, 21, п. 1 ст. 26 Закона N 433-З в новой ред.). В ряде случаев факт принятия административного решения в отношении заинтересованного лица можно будет подтвердить посредством обращения к государственным информационным ресурсам (системам) (п. 3 ст. 26 Закона N 433-З в новой ред.).

Административное решение направят в течение пяти рабочих дней (раньше — семи). Уведомление об административном решении, принятом в письменной форме, смогут направить не только с помощью почтовой связи, но и посредством иных видов связи, используемых уполномоченным лицом, если заинтересованное лицо укажет их в заявлении (ч. 2, 3 п. 1 ст. 27 Закона N 433-З в новой ред.).

Заинтересованное лицо сможет получить административное решение (его копию, выписку из него) в письменной форме независимо от формы подачи заявления. В таком случае при обращении в уполномоченный орган необходимо будет предъявить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия заинтересованного лица (п. 2 ст. 27 Закона N 433-З в новой ред.).

Обратите внимание!
Закон N 314-З сократил сроки направления решения по административной жалобе. Его выдадут либо направят нарочным (курьером), почтовой связью, в виде электронного документа не позднее трех рабочих дней со дня принятия (раньше — пять) (п. 1 ст. 42 Закона N 433-З в новой ред.).

3. Цифровизация административных процедур

Значительный ряд изменений направлены на урегулирование вопросов информационно-коммуникационного взаимодействия при осуществлении административных процедур (перевода процедур в электронную форму). Данные изменения в том числе позволят реализовать требования Директивы N 2.

Так, Закон N 433-З дополнила отдельная глава, регламентирующая использование цифровых технологий. Вводится термин «осуществление административной процедуры в электронной форме» (п. 9 ст. 1, гл. 5-1 Закона N 433-З в новой ред.). Предусматривается реализация комплекса мер, которые позволят полностью автоматизировать механизм обмена данными между госорганами, в том числе путем взаимодействия информационных систем, их интеграции на общей цифровой платформе (п. 2 ст. 23-1, ст. 23-2 Закона N 433-З в новой ред.). В гл. 5-1 в основном получили развитие положения п. 6 — 8 Указа N 240.

Новая редакция п. 6 ст. 14 Закона N 433-З исключает из данного НПА перечень способов возможной аутентификации и идентификации заинтересованного лица на ЕПЭУ. Перечень административных процедур, заявление по которым можно будет подать в электронной форме через ЕПЭУ, определит Совмин. Там же укажет способ идентификации и аутентификации заинтересованного лица, а также возможность подать жалобу и получить решение через ЕПЭУ (п. 6 ст. 14 Закона N 433-З в новой ред.).

До создания условий для подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме через ЕПЭУ подать (отозвать) заявление в электронной форме, получить административное решение можно посредством:

— системы межведомственного электронного документооборота госорганов (для абонентов этой системы);

— иных информационных ресурсов (систем).

Это будет возможно в случае включения административной процедуры в перечень процедур, планируемых к переводу на ЕПЭУ (ст. 2 Закона N 314-З).

Все процедуры для бизнеса (юридических лиц и ИП) войдут в реестр административных процедур. Реестр имеет удобную форму и содержит всю необходимую информацию: описание процедуры, ее наименование, местонахождение и режим работы уполномоченного органа, требования к представляемым документам и т.д. (ст. 23-4 Закона N 433-З в новой ред.).

 Справочно
Реестр административных процедур размещается по адресу.

Широкое применение информационных технологий позволит обеспечить максимальное удобство, доступность и быстроту административных процедур для граждан и субъектов хозяйствования.

4. Проактивный формат

Это одна из новаций Закона N 314-З. Он предполагает, что в случае возникновения жизненной ситуации (события), являющейся основанием для административной процедуры, уполномоченный орган вправе провести мероприятия, направленные на подготовку административного решения, после чего уведомить заинтересованное лицо о возможности обращения за процедурой и получения административного решения (ч. 2 п. 1 ст. 23-3 Закона N 433-З в новой ред.). Для реализации такого формата уполномоченный орган сможет направлять запросы и получать на них ответы.

Кроме того, проактивный формат подразумевает, что при обращении заинтересованного лица за административной процедурой и при наличии оснований для осуществления иных административных процедур, обусловленных его правовым и (или) социальным статусом, появится возможность их осуществления в комплексе с получением комплекса административных решений (ч. 3 п. 1 ст. 23-3 Закона N 433-З в новой ред.).

 Пример

Факт рождения ребенка отразится в личном кабинете гражданина на ЕПЭУ, и автоматически поступит предложение зарегистрировать рождение, а также осуществить комплекс взаимосвязанных административных процедур (назначить пособие, поставить на очередь в детский сад, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.д.).

Проактивный формат минимизирует личное участие заинтересованного лица в процессе сбора и подачи документов для осуществления административной процедуры.

Перечень административных процедур, осуществляемых в проактивном формате, определит Совмин (п. 2 ст. 23-3 Закона N 433-З в новой ред.). Для реализации данного механизма потребуется дополнительная корректировка законодательства, регламентирующего конкретные административные процедуры; налаживание четкого информационно-коммуникационного взаимодействия между госорганами и органазациями. Поэтому массового перевода всех административных процедур в проактивный формат первое время не планируется. Ориентировочно идет речь о разработке первых 10 проактивных процедур до 2025 г.

Сегодня такой формат работы уже активно используется при оказании госуслуг на территории Российской Федерации, Республики Казахстан.

Изменения в Закон N 433-З вступят в силу 17.06.2024.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex