Закон от 07.12.2023 N 314-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об основах административных процедур» (далее — Закон N 314-З) внес изменения в понятийный аппарат, затронул вопросы оплаты административных процедур и информационно-коммуникационного взаимодействия при их осуществлении. Среди новелл — возможность подачи документов независимо от места жительства (нахождения) заинтересованного лица, а также использование проактивного формата.
Рассмотрим изменения подробнее.
1. Понятийный аппарат и сфера действия Закона N 433-З
Закон N 314-З скорректировал понятийный аппарат, сферу действия Закона N 433-З, определил компетенцию органов-регуляторов (п. 1, 2, 7 ст. 1 Закона N 314-З).
1.1. Новые определения Закона N 433-З
Закон N 433-З | Закон N 433-З в новой редакции | Суть изменений |
Пункт 1 ст. 1.
Административная процедура — действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением) (далее — выдача справки или другого документа), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности |
Пункт 1 ст. 1.
Административная процедура — действия уполномоченного органа по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица и заканчивающиеся принятием административного решения |
Формулировка упрощена, исключена излишняя детализация |
Пункт 2 ст. 1.
Уполномоченный орган — государственный орган, иная организация, а также межведомственная и другая комиссии, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры |
Пункт 2 ст. 1.
Уполномоченный орган — государственный орган, иная организация, их структурные подразделения, межведомственная или другая комиссия, к компетенции которых относится осуществление административной процедуры |
Понятие скорректировано с учетом практики осуществления административных процедур и абз. 2 ч. 2 п. 2 Указа N 240 |
Пункт 8 ст. 1.
Сложная и многоступенчатая административная процедура — административная процедура, состоящая из нескольких самостоятельных этапов, в которых участвует заинтересованное лицо (заключение договора, получение заключений и согласований, включенных в перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами в уполномоченные органы для осуществления административных процедур (далее — перечни документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами), приемка объектов в эксплуатацию и др.) |
Пункт 8 ст. 1.
Орган-регулятор — государственный орган, иная организация, к компетенции которых относится реализация государственной политики в соответствующей сфере общественных отношений |
Исключено понятие сложной и многоступенчатой административной процедуры. С учетом абз. 3 ч. 2 п. 2 Указа N 240 введено понятие органа-регулятора |
Норма отсутствовала | Пункт 9 ст. 1.
Осуществление административной процедуры в электронной форме — комплекс действий, позволяющий подавать (отзывать) заявление заинтересованного лица, получать административное решение (уведомлять о принятом административном решении), подавать (отзывать) административную жалобу через единый портал электронных услуг, использовать информационное взаимодействие |
Данное понятие предполагает не только возможность направить заявление на осуществление административной процедуры посредством единого портала электронных услуг (далее — ЕПЭУ) (как это происходит сегодня), но и полный цикл взаимодействия по процедуре: возможность получить через ЕПЭУ административное решение, подать административную жалобу и т.д.
Примечание При подаче заявления в электронной форме через ЕПЭУ идентификация и аутентификация проводятся с помощью Единой системы идентификации физических и юридических лиц и иных способов (п. 1 ст. 23-1 Закона N 433-З в новой ред.) |
Норма отсутствовала | Пункт 10 ст. 1.
Информационное взаимодействие — форма межведомственного взаимодействия между уполномоченными органами, другими государственными органами, организациями в целях осуществления административной процедуры с использованием информационных ресурсов (систем), интегрированных с общегосударственной автоматизированной информационной системой |
Введено понятие информационного взаимодействия в рамках административных процедур |
Норма отсутствовала | Пункт 11 ст. 1.
Цифровизация административной процедуры — максимальное использование информационных технологий в процессе осуществления административной процедуры, в том числе путем реализации органами-регуляторами, другими государственными органами, организациями комплекса мер для перевода осуществления административной процедуры в электронную форму |
С учетом содержания абз. 6 п. 1 Указа N 240 в Закон N 433-З введено понятие «цифровизация административной процедуры» |
1.2. Исключения из сферы действия Закона N 433-З
Список отношений, на которые законодательство об административных процедурах не распространяется, пополнили:
— отношения, связанные с изъятием и предоставлением земельных участков;
— отношения, связанные с госрегистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) юридических лиц и ИП;
— деятельность, связанная со специфическими товарами (работами, услугами);
— нотариальная деятельность;
— отношения, связанные с использованием воздушного пространства Республики Беларусь (за исключением строительства высотных сооружений), осуществлением деятельности в области авиации на территории Республики Беларусь, обеспечением контроля за безопасностью полетов воздушных судов, авиационной безопасностью;
— отношения, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции;
— отношения, связанные с ликвидацией чрезвычайных ситуаций;
— отношения в сфере госсекретов;
— отношения, связанные с включением в реестр объединений нанимателей и исключением из него;
— иные отношения в случаях, установленных Президентом, и т.д. (ст. 2 Закона N 433-З в новой ред.).
Также Закон N 314-З внес в ст. 2 Закона N 433-З в новой редакции корректировки, обусловленные изменением законодательства (вступлением в силу Закона об урегулировании неплатежеспособности, Закона о Всебелорусском народном собрании и т.д.).
2. Новое в осуществлении административных процедур для граждан и юридических лиц
В ст. 3 Закона N 433-З в новой редакции нашла отражение выстроенная Указом N 240 трехуровневая система регулирования административных процедур.
Перечень административных процедур для граждан устанавливает Президент, для юридических лиц — Совмин (ч. 1, 2 п. 2 ст. 3 Закона N 433-З в новой ред.). В перечнях административных процедур (а для юридических лиц и ИП дополнительно — в регламентах) субъекты найдут всю необходимую информацию: исчерпывающие перечни документов, сроки, размер платы и т.д. (п. 3, 4 ст. 3 Закона N 433-З в новой ред.).
Обратите внимание!
Не допускается осуществление административных процедур, не включенных в перечни. Исключение — процедуры по изменению, дополнению административного решения, выдаче его дубликата (ч. 3 п. 2 ст. 3, ст. 28-1 Закона N 433-З в новой ред.).
2.1. Принципы, подведомственность, сроки
Закон N 433-З в новой редакции закрепил принципы соразмерности административной нагрузки (фактически данный принцип перенесен из п. 5 ст. 3 Закона N 433-З), удобства осуществления административной процедуры. Вместе с тем исключен принцип сотрудничества при осуществлении административных процедур (п. 3 ст. 1 Закона N 314-З).
Обратите внимание!
Заявление на осуществление административной процедуры через службу «одно окно» можно будет подать независимо от подведомственности (п. 5 ст. 6 Закона N 433-З в новой ред.), т.е. без привязки к месту жительства гражданина, месту нахождения юридического лица.
С учетом возможности подачи заявления об осуществлении административной процедуры в электронной форме (предполагает подачу заявлений в том числе в выходные дни, ночью) Закон N 314-З скорректировал срок административных процедур, осуществляемых в день обращения. В частности, если заявление поступит в нерабочие дни (нерабочее время), такие процедуры будут выполняться на следующий рабочий день уполномоченного органа (ч. 1 п. 2 ст. 12 Закона N 433-З в новой ред.).
2.2. Плата
Закон N 314-З определил условия платы за осуществление административных процедур. Для ИП и юридических лиц она может увеличиться, поскольку Закон N 314-З предполагает ее установление для данных лиц с учетом размера экономически обоснованных затрат на осуществление процедуры и уровня рентабельности не выше 10% (ч. 2 п. 3 ст. 13 Закона N 433-З в новой ред., ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона N 433-З). Для граждан размер платы по-прежнему будет ограничиваться размером экономически обоснованных затрат (ч. 1 п. 3 ст. 13 Закона N 433-З в новой ред.).
Обратите внимание!
По требованию юридического лица, ИП уполномоченный орган обязан будет предоставить расчет платы и вернуть ее в случаях, установленных законодательными актами, постановлениями Совмина (абз. 3 п. 4, 5 ст. 13 Закона N 433-З в новой ред.).
2.3. Новшества в подаче заявления на осуществление административной процедуры
В предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совмина случаях заявление можно будет подать на иностранном языке (п. 1 ст. 14 Закона N 433-З в новой ред.).
В заявлении больше не нужно будет указывать наименование уполномоченного органа, госорганизации, зарегистрировавшей юридическое лицо, ИП, если такие сведения не определяет законодательство об административных процедурах (абз. 7 п. 11 Закона N 314-З).
При этом потребуется указать:
— идентификационный номер (при наличии), если заявление подается нарочным (курьером) или посредством почтовой связи;
— вид связи для уведомления о принятом административном решении (при необходимости);
— реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя;
— реквизиты документа о плате за услуги (работы), оказываемые (выполняемые) уполномоченным органом, или учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП (абз. 10 — 15 п. 11 Закона N 314-З).
Те же изменения касаются заявлений, подаваемых в электронной форме (п. 7 ст. 14 Закона N 433-З в новой ред.).
2.4. Новшества в приложениях к заявлению
1. Прикладывать к заявлению необходимо будет документы и (или) сведения, которые может представить только заинтересованное лицо. Документы, которые есть у уполномоченного лица либо которые оно может запросить самостоятельно, в перечень представляемых документов не включаются (п. 1 ст. 15 Закона N 433-З в новой ред.). Раньше такие документы могли представляться, если были у заинтересованного лица.
2. Документы, подтверждающие госрегистрацию, потребуется прилагать, если сведения о ней отсутствуют в ЕГРЮ (абз. 8, 9 п. 12 Закона N 314-З).
3. Документы, выданные в иностранных государствах, смогут принять без легализации (апостиля), если она невозможна в конкретном государстве по объективным причинам (массовые беспорядки, вооруженный конфликт, неблагополучная санитарно-эпидемиологическая ситуация) в соответствии с уведомлением об этих причинах МИДа (п. 6 ст. 15 Закона N 433-З в новой ред.).
2.5. Административные решения и жалобы
Закон N 314-З уточнил порядок рассмотрения заявлений об осуществлении административных процедур, межведомственного взаимодействия и выдачи административных решений (ст. 19, 21, п. 1 ст. 26 Закона N 433-З в новой ред.). В ряде случаев факт принятия административного решения в отношении заинтересованного лица можно будет подтвердить посредством обращения к государственным информационным ресурсам (системам) (п. 3 ст. 26 Закона N 433-З в новой ред.).
Административное решение направят в течение пяти рабочих дней (раньше — семи). Уведомление об административном решении, принятом в письменной форме, смогут направить не только с помощью почтовой связи, но и посредством иных видов связи, используемых уполномоченным лицом, если заинтересованное лицо укажет их в заявлении (ч. 2, 3 п. 1 ст. 27 Закона N 433-З в новой ред.).
Заинтересованное лицо сможет получить административное решение (его копию, выписку из него) в письменной форме независимо от формы подачи заявления. В таком случае при обращении в уполномоченный орган необходимо будет предъявить документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия заинтересованного лица (п. 2 ст. 27 Закона N 433-З в новой ред.).
Обратите внимание!
Закон N 314-З сократил сроки направления решения по административной жалобе. Его выдадут либо направят нарочным (курьером), почтовой связью, в виде электронного документа не позднее трех рабочих дней со дня принятия (раньше — пять) (п. 1 ст. 42 Закона N 433-З в новой ред.).
3. Цифровизация административных процедур
Значительный ряд изменений направлены на урегулирование вопросов информационно-коммуникационного взаимодействия при осуществлении административных процедур (перевода процедур в электронную форму). Данные изменения в том числе позволят реализовать требования Директивы N 2.
Так, Закон N 433-З дополнила отдельная глава, регламентирующая использование цифровых технологий. Вводится термин «осуществление административной процедуры в электронной форме» (п. 9 ст. 1, гл. 5-1 Закона N 433-З в новой ред.). Предусматривается реализация комплекса мер, которые позволят полностью автоматизировать механизм обмена данными между госорганами, в том числе путем взаимодействия информационных систем, их интеграции на общей цифровой платформе (п. 2 ст. 23-1, ст. 23-2 Закона N 433-З в новой ред.). В гл. 5-1 в основном получили развитие положения п. 6 — 8 Указа N 240.
Новая редакция п. 6 ст. 14 Закона N 433-З исключает из данного НПА перечень способов возможной аутентификации и идентификации заинтересованного лица на ЕПЭУ. Перечень административных процедур, заявление по которым можно будет подать в электронной форме через ЕПЭУ, определит Совмин. Там же укажет способ идентификации и аутентификации заинтересованного лица, а также возможность подать жалобу и получить решение через ЕПЭУ (п. 6 ст. 14 Закона N 433-З в новой ред.).
До создания условий для подачи заявления заинтересованного лица в электронной форме через ЕПЭУ подать (отозвать) заявление в электронной форме, получить административное решение можно посредством:
— системы межведомственного электронного документооборота госорганов (для абонентов этой системы);
— иных информационных ресурсов (систем).
Это будет возможно в случае включения административной процедуры в перечень процедур, планируемых к переводу на ЕПЭУ (ст. 2 Закона N 314-З).
Все процедуры для бизнеса (юридических лиц и ИП) войдут в реестр административных процедур. Реестр имеет удобную форму и содержит всю необходимую информацию: описание процедуры, ее наименование, местонахождение и режим работы уполномоченного органа, требования к представляемым документам и т.д. (ст. 23-4 Закона N 433-З в новой ред.).
Справочно
Реестр административных процедур размещается по адресу.
Широкое применение информационных технологий позволит обеспечить максимальное удобство, доступность и быстроту административных процедур для граждан и субъектов хозяйствования.
4. Проактивный формат
Это одна из новаций Закона N 314-З. Он предполагает, что в случае возникновения жизненной ситуации (события), являющейся основанием для административной процедуры, уполномоченный орган вправе провести мероприятия, направленные на подготовку административного решения, после чего уведомить заинтересованное лицо о возможности обращения за процедурой и получения административного решения (ч. 2 п. 1 ст. 23-3 Закона N 433-З в новой ред.). Для реализации такого формата уполномоченный орган сможет направлять запросы и получать на них ответы.
Кроме того, проактивный формат подразумевает, что при обращении заинтересованного лица за административной процедурой и при наличии оснований для осуществления иных административных процедур, обусловленных его правовым и (или) социальным статусом, появится возможность их осуществления в комплексе с получением комплекса административных решений (ч. 3 п. 1 ст. 23-3 Закона N 433-З в новой ред.).
Пример
Факт рождения ребенка отразится в личном кабинете гражданина на ЕПЭУ, и автоматически поступит предложение зарегистрировать рождение, а также осуществить комплекс взаимосвязанных административных процедур (назначить пособие, поставить на очередь в детский сад, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и т.д.).
Проактивный формат минимизирует личное участие заинтересованного лица в процессе сбора и подачи документов для осуществления административной процедуры.
Перечень административных процедур, осуществляемых в проактивном формате, определит Совмин (п. 2 ст. 23-3 Закона N 433-З в новой ред.). Для реализации данного механизма потребуется дополнительная корректировка законодательства, регламентирующего конкретные административные процедуры; налаживание четкого информационно-коммуникационного взаимодействия между госорганами и органазациями. Поэтому массового перевода всех административных процедур в проактивный формат первое время не планируется. Ориентировочно идет речь о разработке первых 10 проактивных процедур до 2025 г.
Сегодня такой формат работы уже активно используется при оказании госуслуг на территории Российской Федерации, Республики Казахстан.
Изменения в Закон N 433-З вступят в силу 17.06.2024.
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex