Указ от 23.06.2023 N 180 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» внес ряд изменений и дополнений в Указ от 06.07.2005 N 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее — Указ N 314). Указ N 314 вступил в силу с 29.06.2023.

Некоторые изменения носят редакционный, уточняющий характер, не меняя сути нормативных предписаний. Другие изменения существенно смещают акценты во взаимоотношениях заказчика и исполнителя работ по гражданско-правовому договору.

Абзацем 3 подп. 1.3 п. 1 Указа N 314 в новой редакции установлено, что заказчик, исходя из вида гражданско-правового договора, обязан требовать документы, подтверждающие прохождение гражданами, выполняющими работу по гражданско-правовым договорам, обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, медосмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ, либо осуществлять инструктаж и проверку знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности.

Таким образом, на заказчика не возлагается обязанность осуществлять подготовку (обучение), повышение квалификации по вопросам охраны труда граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, а также стажировку указанных граждан.

Необходимо заметить, что согласно ст. 17 Закона об охране труда работодатель обязан осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.

Полагаю, в этом нет противоречия, поскольку Законом об изменении законов по вопросам трудовых отношений внесены изменения в ч. 3 ст. 7 ТК, согласно которой особенности правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений, регламентированных законодательством о труде, смогут устанавливаться Президентом Республики Беларусь. Данная норма вступила в силу с 02.07.2023.

Вопросы, связанные с проведением проверки знаний по охране труда и инструктажа по охране труда, урегулированы Законом об охране труда и Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.

Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, проходят проверку знаний в комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которую создает работодатель.

При невозможности создания комиссии организации знания работающих по вопросам охраны труда проверяются в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда или в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности (ч. 15 ст. 25 Закона об охране труда).

Также допускается прохождение работающими после окончания их обучения по вопросам охраны труда проверки знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях учреждений образования (ч. 11 ст. 25 Закона об охране труда).

Форма журнала инструктажа по охране труда предусматривает, что после прохождения инструктажа следует сделать соответствующую отметку в графе 4 журнала инструктажа по охране труда и указать должность служащего (профессию рабочего), прошедшего инструктаж по охране труда, или отдельный вид работ (услуг), по которым проводился инструктаж.

Поэтому у заказчика должны быть инструкции по охране труда по тем видам работ, которые будут выполняться по гражданско-правовому договору и по которым должен проводиться указанный инструктаж.

Согласно новой редакции абз. 4 ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа N 314 гражданин, выполняющий работу по гражданско-правовому договору, должен предъявить документы, подтверждающие прохождение им обучения, инструктажа и проверки знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, медосмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ, либо проходить в установленном порядке инструктаж и проверку знаний по указанным вопросам и медосмотры.

Предварительный медосмотр проводится при наличии направления работодателя (п. 19 Инструкции о медосмотрах).

Форма направления, выдаваемого работодателем, установлена в приложении 5 к Инструкции о медосмотрах, и в нем должны быть указаны вредные и (или) опасные производственные факторы (с указанием класса условий труда по каждому производственному фактору, класса опасности химического вещества) и (или) вид выполняемых работ.

Заметим, что согласно ст. 27 Закона об охране труда расходы по проведению медосмотров работников, а также лиц, принимаемых на работу, несет наниматель.

Однако указанная норма не распространяется на случаи выполнения работ по гражданско-правовому договору. Поэтому расходы на проведение медосмотра должен оплатить гражданин в соответствии с постановлением N 182.

Абзацем 2 подп. 1.4 п. 1 Указа N 314 в новой редакции установлено, что гражданин при выполнении работ по гражданско-правовому договору обязан соблюдать соответствующие НПА, в том числе ТНПА, являющиеся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения, технические регламенты Таможенного союза и Евразийского экономического союза, ЛПА, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правила поведения на территории, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях организации.

В абз. 5 подп. 1.3 п. 1 Указа N 314 в новой редакции уточнена обязанность заказчика обеспечивать допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок, при предъявлении ими служебных удостоверений и предписания на проведение проверки к проверке условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, представлять необходимые для проверки документы, а также допускать указанных должностных лиц для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности.