Постановление Совмина от 13.01.2023 N 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. N 195-З «Об изменении кодексов» (далее — постановление N 32) утвердило ряд положений в сфере земельных отношений. Цель нововведений — привести законодательство в соответствие новой редакции КоЗ. В связи с этим урегулирован порядок изъятия и предоставления земельных участков в аренду, их продажи с аукционов. Новые положения вступили в силу с 29.01.2023 и распространяют действие на отношения, возникшие с 01.01.2023.

1. Как организации получить участок после отмены Указа N 667

Совмин утвердил Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков с учетом компетенции, предоставленной ему новой редакцией КоЗ (подп. 1.2 п. 1 ст. 27 КоЗ). Данное Положение заменило одноименное Положение, утвержденное Указом N 667.

Общий алгоритм существенных изменений не претерпел, регулятор учел нюансы новой редакции КоЗ. Земельный участок, находящийся в госсобственности, предоставляется после его изъятия у прежнего землепользователя (п. 2 ст. 41 КоЗ, ч. 1 п. 2 Положения об изъятии и предоставлении участков, утв. постановлением N 32 (далее — новое Положение)).

1. По общему правилу, как и раньше, это предварительное согласование места размещения земельного участка (подп. 3.1 п. 3 ст. 41 КоЗ, подп. 11.1 п. 11 Положения, утв. Указом N 667).

Заинтересованная организация обращается в местный исполком по месту нахождения испрашиваемого земельного участка с заявлением о его предоставлении. В заявлении нужно указать:

— цель, для которой испрашивается участок, намечаемое место его размещения и ориентировочная площадь;

— характеристику и функциональное назначение объекта (его частей), строительство которого предусматривается на участке;

— вид права на участок. Это может быть собственность, постоянное или временное пользование, аренда (ст. 13 КоЗ). В последних двух случаях следует указать срок, на который испрашивается участок;

— обоснование площади земельного участка и необходимости строительства объекта;

— объем планируемых инвестиций, источники финансирования строительства объекта и банковские реквизиты организации;

— информацию о выполнении условий отвода предоставленного земельного участка и его целевом использовании, если участок испрашивается в связи с реконструкцией или развитием (расширением) производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) путем строительства новых капитальных строений (зданий, сооружений);

— основания изъятия участка в случае изъятия для госнужд. Например, размещение недвижимости, строительство которой предусматривает решение Президента, Совмина либо утвержденные ими программы, государственные инвестиционные программы (подп. 15.1 п. 15, ч. 1 — 3, 5 п. 21 нового Положения).

К заявлению прикладывается:

— копия документа о госрегистрации организации;

— материалы предпроектной (предынвестиционной) документации и обоснование инвестиций, когда законодательство предусматривает их разработку;

— земельно-кадастровый план с нанесенными границами земельного участка (ч. 4 п. 21 нового Положения).

Как и раньше, исполком рассматривает заявление 5 рабочих дней (ч. 1 п. 22 нового Положения, ч. 1 п. 15 Положения, утв. Указом N 667). Если нет оснований для отказа в предоставлении участка, исполком в течение 10 рабочих дней (раньше — в течение 5 рабочих дней):

— поручает организации по землеустройству подготовить материалы предварительного согласования. Горисполком дополнительно поручает подразделению архитектуры и градостроительства либо специальному унитарному предприятию разработать технические условия на инженерно-техническое обеспечение объекта;

— сообщает о результатах заявителю (ч. 6 п. 22 нового Положения; ч. 1 п. 15 Положения, утв. Указом N 667).

Организация по землеустройству на основании договора подряда с заинтересованной организацией:

— уточняет место размещения земельного участка с участием заинтересованного лица. Информацию собирает на основании землеустроительной документации и выезда на место (ч. 1, 2 п. 23 нового Положения);

— согласовывает с заинтересованными органами и организациями копию земельно-кадастрового плана (части плана) с нанесенными границами участка по предполагаемому месту его размещения (ч. 2 подп. 24.10 п. 24 нового Положения);

— готовит материалы предварительного согласования и направляет их в комиссию исполкома по выбору места размещения земельного участка (ч. 1, 3 п. 12 нового Положения).

Комиссия исполкома:

1) рассматривает материалы предварительного согласования, а также архитектурно-планировочное задание и технические условия в течение 5 рабочих дней с момента получения. Уведомляет заинтересованное лицо о времени и месте заседания;

2) оформляет акт выбора места размещения земельного участка. Председатель исполкома утверждает данный акт в течение 5 рабочих дней;

3) в течение 3 рабочих дней после утверждения акта (если изъятие и предоставление участка входит в компетенцию гор-, райисполкома) или после согласования с председателем облисполкома (если изъятие и предоставление участка входит в компетенцию облисполкома) либо после согласования с Президентом (если изъятие и предоставление участка входит в компетенцию облисполкома по согласованию с Президентом) передает:

— первый экземпляр акта — заинтересованному лицу для проектно-изыскательских работ (подготовки проектной документации);

— второй экземпляр — в землеустроительную службу исполкома;

— третий экземпляр вместе с материалами предварительного согласования — в организацию по землеустройству, которая готовила материалы предварительного согласования;

— четвертый экземпляр — для согласования в облисполком (если предоставление участка входит в его компетенцию) или в территориальное подразделение архитектуры и градостроительства Мингорисполкома либо горисполкома (если предоставление участка входит в компетенцию горисполкома) (п. 25, 26 нового Положения).

Организация проводит проектно-изыскательские работы на основании утвержденного акта выбора места размещения земельного участка, архитектурно-планировочного задания, заключений согласующих организаций и технических условий (ч. 1 п. 30 нового Положения).

Обратите внимание!
Срок подготовки в полном объеме проектной документации на строительство объекта с учетом ее госэкспертизы и представления в организацию по землеустройству для разработки проекта отвода земельного участка по общему правилу не должен превышать 2 года с даты утверждения (согласования) акта выбора места размещения земельного участка либо согласования возможности предоставления участка Президентом (ч. 3 п. 30 нового Положения).

2. Разработка проекта отвода земельного участка с установлением границ на местности и получение на этой основе решения об изъятии и предоставлении участка. Работы выполняет организация по землеустройству на основании договора подряда с заинтересованной организацией (подп. 3.2 п. 3 ст. 41 КоЗ; ч. 1, 3 п. 12, ч. 1 п. 32 нового Положения).

Заинтересованная организация представляет в организацию по землеустройству копию согласованного генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями.

Организация по землеустройству:

— разрабатывает проект отвода земельного участка и устанавливает границы участка (ч. 1 п. 33 нового Положения);

— согласовывает с территориальным подразделением архитектуры и градостроительства и с землеустроительной службой земельно-кадастровый план с нанесенными границами испрашиваемого участка (ч. 5 п. 33 нового Положения);

— готовит проект решения об изъятии и предоставлении земельного участка и вместе с необходимыми материалами передает в землеустроительную службу (ч. 1 п. 34 нового Положения).

Землеустроительная служба в течение 5 рабочих дней рассматривает материалы, при необходимости уточняет проект решения и направляет вместе с материалами в исполком, который предоставляет и изымает земельный участок (ч. 3 п. 34 нового Положения).

Исполком:

— принимает решение об изъятии и предоставлении земельного участка в течение 5 рабочих дней с момента получения материалов (ч. 7 п. 34 нового Положения);

— в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения направляет его копию (выписку) организации по землеустройству, заинтересованному лицу и лицу, из земель которого изымается участок (ч. 8 п. 34 нового Положения).

3. Регистрация в территориальной организации по госрегистрации недвижимости создания земельного участка и возникновения прав (обременений) на него. Осуществляется в порядке, предусмотренном подп. 16.1.1 п. 16 единого перечня административных процедур N 548 (подп. 3.3 п. 3 ст. 41 КоЗ, ч. 1 п. 41 нового Положения).

Заинтересованная организация вправе заказать услугу по регистрации у организации по землеустройству или самостоятельно обратиться в организацию по госрегистрации в течение 2 месяцев со дня:

принятия решения исполкомом, если участок предоставляется в собственность, пользование;

— подписания договора аренды (но не позже 3 месяцев со дня принятия решения исполкомом) в случае аренды (ст. 85 КоЗ).

2. Какие особенности получения земельного участка в отдельных случаях

Вышеприведенный общий алгоритм применяется в случае изъятия и предоставления земельных участков из всех категорий земель независимо от целей использования и вида вещных прав на них (ч. 1 п. 1 нового Положения).

В отдельных случаях алгоритм может отличаться в зависимости от целей предоставления участка и других условий. Например:

1. Инвестору предварительно потребуется дождаться включения испрашиваемого земельного участка в перечень участков для реализации инвестиционных проектов, заключить и зарегистрировать инвестиционный договор (п. 2 ст. 44 КоЗ, подп. 2.5 п. 2 Декрета N 10).

2. Не надо предварительно согласовывать место размещения участка, когда он испрашивается:

— для строительства и обслуживания объектов, размещение которых предусматривает утвержденная в установленном порядке градостроительная документация;

— под недвижимость, в том числе под незавершенные законсервированные капитальные строения, которые находятся в собственности организации или принадлежат ей на ином праве;

— для строительства и обслуживания недвижимости согласно решению Президента либо программе, утвержденной им или Совмином;

— в связи с узаконением самовольного занятия земельного участка, его части, а также в иных случаях, предусмотренных п. 8 нового Положения.

3. Без предварительного согласования и разработки проекта отвода земельные участки предоставляются организациям для ведения лесного, сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского), а также подсобного. Основанием выступает землеустроительное дело по установлению границ земельного участка, земельно-кадастровый план границ земельного участка и решение о его изъятии и предоставлении (подп. 9.2 п. 9 нового Положения).

4. Не требуется изъятия и предоставления земельных участков:

— когда речь идет о строительстве, обслуживании (эксплуатации), реконструкции, восстановлении, сносе (демонтаже) воздушных линий электропередачи и их опор, электросвязи, наземных элементов подземных объектов инженерной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры в границах населенных пунктов на незанятых землях. Строительство осуществляется на основании материалов предварительного согласования места размещения земельного участка, акта выбора места его размещения, решения исполкома о разрешении их строительства и утвержденной проектной документации (ч. 3 п. 7 нового Положения);

— при сносе (демонтаже) капитальных строений (зданий, сооружений), подземных объектов инженерной инфраструктуры. Работы проводятся на основании решения местного исполкома, разрешившего их проведение (ч. 4 п. 7 нового Положения);

— для объектов внутрихозяйственного строительства, а также для внутрихозяйственных карьеров. Они размещаются в порядке, определенном гл. 11 нового Положения, и т.д. (абз. 6ч. 1 п. 7 нового Положения).

5. Дополнительные участки, включенные в перечень свободных (незанятых) участков, можно получить по результатам конкурса либо без его проведения (ч. 1 ст. 45 КоЗ). Постановление N 32 утвердило Положение о порядке проведения конкурса по выбору землепользователя дополнительного земельного участка.

6. Организация может получить земельный участок из госсобственности на основании заявления в вышеприведенном порядке только в строго определенных случаях, которые перечисляет ст. 42 КоЗ. Например, так может получить участок инвестор, другая организация при строительстве (обслуживании) многоквартирных домов, в том числе арендного жилья (кроме строительства домов повышенной комфортности, строительства в Минске и областных центрах), общежитий, гаражей, стоянок (подп. 1.21, 1.27 п. 1 ст. 42 КоЗ).

В остальных случаях земельный участок из госсобственности организация может получить с аукциона (п. 5 ст. 41 КоЗ).

Постановление N 32 также утвердило:

— Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже земельных участков в частную собственность;

— Положение о порядке организации и проведения аукционов на право аренды земельных участков;

— Положение о порядке организации и проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений);

— Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов госсобственности и земельного участка в частную собственность или права аренды земельного участка для обслуживания недвижимого имущества;

— Положение о порядке организации и проведения аукционов по продаже объектов, находящихся в госсобственности, без продажи права аренды земельного участка, необходимого для обслуживания отчуждаемого имущества.

Обратите внимание!
Земельные участки, находящиеся в частной собственности, организация может приобрести по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1 ст. 61 КоЗ). Как правило, таким основанием выступает договор купли-продажи недвижимого имущества. Но есть условия: потребуется сохранить целевое назначение участка и одновременно приобрести расположенную на нем недвижимость (п. 1 — 2, 4 ст. 65 КоЗ).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex