Вячеслав Станиславович Майковский

заместитель начальника главного управления — начальник управления электронных систем контроля главного управления контроля реализации товаров и услуг Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

13.03.2023 проведен круглый стол «Внедрение в Республике Беларусь механизмов прослеживаемости товаров, маркировки товаров унифицированными контрольными знаками и средствами идентификации». В ходе мероприятия Вячеслав Станиславович Майковский рассказал об актуальных и проблемных вопросах по данным темам, а также ответил на вопросы участников.

1. Актуальные вопросы механизма прослеживаемости товаров

Вопрос 1: В какие сроки нужно представить в МНС сведения об остатках товаров, относящихся к кодам ТН ВЭД 8711 60 100 0, 8711 60 900 0, 8712 00 300 0, 8712 00 700 0, 8714 91 100 7, 9503 00 100 9 (далее — велотовары), имеющихся на 01.12.2022?

Ответ: Сведения об остатках велотоваров нужно представить не позднее 01.04.2023, но до осуществления операций, связанных с оборотом этих товаров (п. 3 приложения 2 к постановлению N 250, ч. 2 п. 4 Положения N 496).

Например, остатки велотоваров, имевшихся в наличии на 01.12.2022, находятся на складе организации и:

а) операции, связанные с их оборотом, отсутствуют. Сведения об остатках следует подать не позднее 01.04.2023;

б) организация намеревается, допустим, продать такие велотовары ранее этой даты. До отгрузки необходимо представить в налоговые органы сведения об остатках товаров, а отгрузку оформить электронной накладной, в которой в качестве приходного документа указываются сведения об остатках.

Вопрос 2: Что делать, если в сведениях об остатках велотоваров, представленных в МНС, содержится неточность?

Ответ: По 01.04.2023 такие сведения можно откорректировать.

Вопрос 3: Можно ли представить (откорректировать) сведения об остатках товаров после 01.04.2023?

Ответ: С 02.04.2022 доступ в систему прослеживаемости для подачи сведений об остатках велотоваров либо для корректировки этих сведений будет закрыт. Такой доступ будет возможен только в исключительных ситуациях на основании решения МНС и с рассмотрением вопроса о привлечении к административной ответственности.

Вопрос 4: Организация приобрела шины через свое подотчетное лицо в магазине и в течение 30 дней с даты, указанной в чеке, сформированном кассовым оборудованием, обратилась за выставлением в свой адрес ЭСЧФ. Обязан ли продавец выставить ЭСЧФ?

Ответ: Если юридическое лицо приобретает шины через свое подотчетное лицо, такая операция по общему правилу оформляется электронной накладной. С 01.01.2023 обязанность выставить ЭСЧФ возникает у рассматриваемого продавца в ситуации, когда покупатель, приобретший шины через подотчетное лицо, подпишет ЭТТН (ЭТН) (подп. 6-1 ст. 131 НК).

Вопрос 5: Бюджетная организация в 2022 г. безвозмездно получила холодильники для собственного пользования. Нужно ли ей подавать сведения об остатках этих холодильников?

Ответ: Сведения об остатках подавать не нужно. Такие сведения подавались по состоянию на 01.12.2021. Однако в 2022 г. операции, связанные с оборотом товаров, должны были оформляться электронными накладными. Поэтому бюджетная организация должна была получить рассматриваемый холодильник по ЭТТН (ЭТН). Законодательством установлены отдельные ситуации, на которые не распространяется требование об использовании электронных накладных при обороте товаров, подлежащих прослеживаемости. Например, это оборот в Беларуси товаров, закупаемых за счет внебюджетных источников финансирования бюджетных организаций. Изъятий в отношении безвозмездной передачи товаров бюджетным организациям не установлено (п. 1 приложения 2 к постановлению N 250; абз. 2 ч. 1 п. 14, п. 17 Положения N 496).

Изначально грузоотправителем могла быть оформлена накладная на бумажном носителе в связи с действием моратория на применение админответственности за неиспользование электронных накладных. Тогда до 01.01.2023 следовало дополнительно оформить операцию электронной накладной.

2. Вопросы оборота товаров, маркированных средствами идентификации

Вопрос 6: Розничная организация, реализующая товары в магазине с торговой площадью более 200 кв. м, приобрела у оптовой организации (импортера) товары, маркированные российскими средствами идентификации. В электронной накладной указан GTIN, начинающийся с 029 и не содержащийся в Банке данных электронных паспортов товаров (ePASS). Может ли организация розничной торговли продавать такие товары с учетом изменений в Положении N 924/16, вступивших в силу с 10.03.2023?

Ответ: Юрлица и ИП, осуществляющие продажу товаров в торговом объекте с торговой площадью 200 кв. м и более (кроме объектов потребительской кооперации, расположенных на территории сельской местности, и магазинов беспошлинной торговли), используют кассовый суммирующий аппарат или программную кассу, обеспечивающие дифференцированный учет данных о реализуемых товарах. Дифференцированный учет данных о реализуемых товарах, подлежащих товарной нумерации и штриховому кодированию, осуществляется с GTIN, источником данных о котором является Банк данных электронных паспортов товаров (п. 10 Положения N 924/16).

Таким образом, розничная организация не вправе реализовать такие товары. Ей необходимо обратиться в ePASS и до выставления таких товаров для реализации описать GTIN.

Вопрос 7: Импортер продал товар, не зарегистрированный в ePASS. Покупатель реализует товар в торговом объекте с торговой площадью более 200 кв. м. Кто несет ответственность за нерегистрацию товаров в ePASS?

Ответ: Административная ответственность за нерегистрацию товаров в ePASS законодательством не установлена. В данной ситуации применяется ответственность за нарушение Положения N 924/16. То есть в данном случае ответственность несет субъект торговли, который реализует товар в торговом объекте с торговой площадью более 200 кв. м.