Для бизнеса уже не является чем-то экстраординарным бизнес-процесс по проверке контрагентов, который часто известен еще как KYC (know your client / знай своего клиента) или скрининг третьей стороны. Без подобной процедуры заключить значимый контракт в принципе не представляется возможным. Однако, именно текущее санкционное давление вывело проверку на новый уровень. Отечественным компаниям следует быть готовым к тому, как их проверяют иностранные контрагенты и понимать, какие риски принимаются во внимание в первую очередь.

Зная логику принятия решений, нашему бизнесу будет легче презентовать себя и рассчитывать на контракты. Речь идет о контрагентах из других стран, для которых важно не попасть под вторичные санкции или уголовную ответственность за пределами своей юрисдикции. В этих целях они будут проявлять исключительную осторожность.

Реальность такова, что подобные подходы можно заметить даже в отношениях между бизнесами из двух дружественных юрисдикций – России и Беларуси.

Какие факторы риска видят контрагенты

Можно выделить три ключевых риска, которые заставляют компании проявлять серьезную осторожность в операциях:

— риск вторичных санкций;

— серьезная финансовая ответственность;

— уголовная ответственность за содействие «обходу» санкций, практика привлечения к которой набирает интенсивные обороты, а подходы к привлечению к такой ответственности фактически уже идут по пути полной унификации на территории ЕС и в большой степени согласованы со стартами США и Великобритании.

Должная и «глубокая проверка» с обязательным документированием ее результатов дает иностранному бизнесу большую уверенность, что даже если нарушения будут в последующем найдены регулятором, ответственность будет смягчена. Правоприменительная практика уверенно идет по пути серьезного ослабления ответственности в случае, если установит «должную осмотрительность». Иными словами, если иностранная компания продемонстрирует, что проверила своего российского или белорусского контрагента, а также связные с ними операции, она с большой долей вероятности избежит последствий.

Заметим, что в третьих странах уже внедряются инфолинии об информировании о нарушениях санкционных ограничений. Это означает, что риск идентификации нарушений сейчас расценивается иностранным бизнесом как крайне высокий.

«Красные флажки»

В настоящий момент можно сказать, что уже сформировались стандарты, которые ваши деловые партнеры применяют, чтобы насколько это возможно гарантировать соответствие требованиям санкционного комплаенса. За последние два года ведомства США, ЕС и Великобритании выпустили достаточное количество разъяснений и рекомендаций из которых можно сделать вывод о том, какие направления проверки крайне важны и что является риском или т.н. red flag («красным флагом»), который следует принимать во внимание.

Мы проанализировали документы Еврокомиссии и регламенты Евросоюза, разъяснения Минюста, Минфина и Госдепартамета США, а также последние законы США и Великобритании. Исходя из этого, предлагаем ознакомиться с тремя группами направлений проверки, где ваши контрагенты не хотели бы обнаружить т.н. «красные флажки».

1. Корпоративная структура.

Кроме «стандартных» проверок корпоративной структуры или проверок на PEP признак (politically exposed person / политически значимое лицо), будут обращать внимание и на историю изменений в составе бенефициаров / собственников и руководителей. Особенно, если такие изменения произошли после введения тех или иных ограничений. Если по тем или иным причинам корпоративная структура вашей компании за последнее время претерпела изменения, стоит подготовить заслуживающие доверия объяснения.

Например, красными флажками будет:

— короткий срок «существования» компании;

— недавние выделения новых компаний;

— номинальные адреса офисов;

— руководитель компании никогда не принимал участие в переговорах и не доступен.

Особенно вам будут признательны, если вы предоставите официальные выписки из государственных реестров с историей вашей компании. Это покажет вашу прозрачность и значительно усилит доверие к вам.

2. Цепочка операций и их участники.

Компании будут все больше стремиться идентифицировать практически все, что связано с контрактом: от посредников и агентов до вовлеченных перевозчиков, а также способы оплаты и пути движения денежных средств. Не лишним будет подготовить отдельное письмо, где следует, насколько это возможно, указать всю цепочку.

Стоит быть готовыми подтвердить изложенные сведения, вплоть до демонстрации собственных протоколов проверки привлеченных лиц. Такие документы позволят вашим деловым партнерам чувствовать себя увереннее и ожидать лояльного отношения в случае предъявления к ним претензий.

В настоящий момент по мнению компетентных регуляторов третьих государств выделены страны, которые являются т.н. «хабами для обхода санкций». В первую очередь это Турция, ОАЭ, а также Китай и Гонконг. Это значит, что, если в «цепочке» поставки присутствуют страны из такого списка, – это однозначно «красный флаг» и надо быть готовым доказать разумность таких обстоятельств. Речь может идти о транзите, сложных «путях» расчетов и т.п.

В некоторых случаях можно прописать всю цепочку операций прямо в контракте, не забывая, правда, о том, как урегулировать внесение возможных изменений и снять риски ответственности в случае, если возникнет необходимость изменить «логистику» операций.

3. Товары, сервисы и конечный пользователь.

Для определенных групп товаров, которые подпадают под ограничения, особо важное значение имеет то, кто же в итоге будет получателем или планирует извлекать соответствующие выгоды.

Согласно рекомендациям вышеназванных регуляторов всегда стоит обращать особое внимание на операции с продуктами (товарами, сервисами и лицензиями) электронной промышленности и машиностроения. Это значит, что контракт на любой товар или сервис, который прямо или косвенно может быть связан с этими индустриями, скорее всего будет проходить особую проверку.

Кстати, не лишним будет сразу согласовать в контракте особенность заполнения документов (от платежных до транспортных), если таковые будут требоваться логистическими или финансовыми агентами, или операторами. Это позволит вашему партнеру заранее подготовиться, и для него не будет сюрпризов в момент реализации контракта. 

Управление рисками

Важно понимать, что сам по себе «красный флаг» не означает, что с отечественной компанией нельзя иметь дело. Большинство рекомендаций допускает разумное управление риском путем различных мероприятий.

Ваша задача – помочь вашему иностранному деловому партнеру найти такое решение или осознанно согласовать с ним уже принятые в практике мероприятия.

И не забывайте, что, если в рамках указанных выше «красных флажков» у вашей компании произошли изменения – лучше заранее подумать, как вы поставите вашего делового партнера об этом в известность и какие разумные объяснения предоставите.

При экспертной поддержке адвоката Минской областной коллегии адвокатов Татьяны Тарахович

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/