У участников рынка наступило осознание долгосрочности дефицита персонала в Беларуси. Особенно это касается рабочих специальностей, продажников, водителей, инженеров и строителей. Чтобы решить проблему, работодатели вынуждены увеличивать бюджет на фонд оплаты труда, учитывать удобный для сотрудников формат работы, расширять соцпакет и уходить от гендерных и возрастных стереотипов.

Опросы сервиса rabota.by показали, что дефицит кадров – главная задача, решением которой занимаются  работодатели. Причины этого неприятного явления могут быть как внутрикорпоративными, так и внешними.

Среди причин внутри самой компании лидирует неконкурентная зарплата, тяжелые и непривлекательные условия труда, а также завышенные требования к кандидату. При этом почти четверть опрошенных работодателей уверены, что на дефицит кадров влияют только внешние причины. Среди них бизнес отметил трудовую миграцию, отсутствие специалистов с нужными навыками и демографическую яму 90-х годов.

Чтобы минимизировать влияние внешних факторов, большая часть респондентов готова увеличить фонд оплаты труда, обеспечить гибкие условия труда, формировать положительный имидж работодателя, повышать управленческие компетенции линейных сотрудников, увеличить бюджет на нематериальную мотивацию персонала и обучение.

Сейчас удержать сотрудника дешевле, чем привлечь нового, – сказала руководитель сервиса rabota.by Светлана Шапорова на конференции «Бизнес+HR+AI». – Прошло время, когда работодатели; говорили, что «стоит очередь желающих», «незаменимых нет», «возьмем другого». Да, реально найти нового сотрудника. Но сколько понадобится трудозатрат и финансовых вложений, чтобы человека привлечь, адаптировать и удержать?

По ее словам, помимо зарплаты сотрудникам предлагают удобный формат работы.

Хотя наметился другой тренд. Руководители компаний все чаще возвращают работников в офисы, – отметила Шапорова. –  Но опросы показывают, что довольно много людей готовы уволиться, если им откажут в удаленке. Для некоторых работников гибридный формат или гибкий график важнее, чем небольшое повышение зарплаты.

Эксперт советует не затягивать с принятием решения.

Нынче действует практика one day offer. Если вы важному сотруднику сегодня или завтра не сделали предложение, то уже завтра или послезавтра он может оказаться у ваших конкурентов, – пояснила она.

Где больше вакансий

В структуре вакансий в I квартале 2024 г. лидирующие позиции занимают «Рабочий персонал» (23% от общего количества вакансий), «Продажи, обслуживание клиентов» (20%), «Транспорт, логистика, перевозки» (14,2%) и «Производство, сервисное обслуживание» (13,8%). Ранее, как правило, рабочий персонал конкурировал за второе и третье место с айтишниками. Теперь сфера «Информационные технологии» опустилась на девятое место, а рабочие специальности впервые за несколько лет вышли на первое, обогнав продажников.

Впрочем, если сравнивать показатели за первые три месяца текущего года с октябрем – декабрем 2023 г., то наибольший рост предложений для соискателей наблюдался в «Финансах и бухгалтерии» (на 16,9%), IТ (на 7,8%) и «Управлении персоналом, тренингах» (на 5,7%).

Отраслевое издание devby.io сообщает, что в начале текущего года нанимают в IТ-секторе примерно как в 2023 г., но увольняют меньше.

В крупных компаниях с белорусскими собственниками наем либо еще заморожен, либо специалистов продолжают привлекать точечно.  Вместе с тем фирмы с российскими корнями (Yadro, Lesta Games, Aston и т.д.) активно хайрят в Беларуси.

Недавно «Тинькофф» закрыл одну из крупнейших сделок на рынке офисов Минска. Российская компания арендовала 10 000 кв. м в бизнес-центре около цирка и парка Горького из-за роста штата сотрудников. Сейчас в центрах разработки Tinkoff в Минске и Бресте трудится 600 человек. В планах россиян – рост команды в Беларуси до 2000 программистов.

Некоторые крупные белорусские компании пытаются конкурировать за кадры с россиянами.  Например, у компании Innowise открыто 76 предложений о работе (включая стажировку), у   Andersen – 43 вакансии.

«Новые воротнички» и пенсионеры

Светлана Шапорова призвала уходить от гендерных стереотипов. Она рассказала об опыте компаний, которые уже стали привлекать женщин в профессии, которые считались исключительно мужскими. Например, автомеханики.

Также рекомендовано не поддаваться эйджизму, а расширять возрастные границы найма. То есть не отказываться брать на работу «вчерашних студентов» и пенсионеров.

На рынке появляется больше «новых воротничков». Это молодое поколение, у которого получение высшего образования не стоит на первом месте.

Да, они поступают в вуз, но не заканчивают его, – говорит Шапорова. – Уже в ряде компаний работают люди без базового высшего образования. Они самостоятельно получили знания на курсах, митапах или хакатонах.

Власти Беларуси задумались о привлечении пенсионеров на производство в условиях дефицита рабочих и инженеров. Из 27 тыс. вакансий в обрабатывающей промышленности 85% (23 тыс.) приходится на рабочие специальности. Например, на МАЗе некомплект работников составляет 13%. Наиболее востребованы слесари, водители, станочники, сварщики. На Минском моторном заводе наблюдается текучка слесарей, токарей, монтажников, электромонтеров, шлифовщиков и фрезеровщиков. Теперь решается вопрос, как заинтересовать пенсионеров, в том числе и материально.

В период трудоустройства пенсия выплачивается либо в полном размере, либо с частичным ее ограничением, либо не выплачивается вообще. Практика удержания части пенсии блокирует желание пенсионеров работать на полставки или на четверть ставки, если в полную силу человек не может. По оценкам председателя Белорусского союза предпринимателей (БСП) Александра Калинина, за счет удержания части пенсии экономия для бюджета составит порядка 72 млн рублей в год. При этом, по его мнению, эффект от вовлечения пенсионеров в экономику будет заметно выше.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/