С 1 января 2022 года произошли некоторые изменения в главе 16 Налогового кодекса «Налог на прибыль». Эти изменения введены Законом от 31.12.2021 N 141-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон N 141-З). Рассмотрим наиболее важные из них.

1. Затраты, учитываемые при налогообложении

1. Инвестиционный вычет. В целях совершенствования механизма инвестиционного вычета в подп. 2.2 п. 2 ст. 170 НК-2022 внесены дополнения, которыми:

— предоставлена возможность применения инвестиционного вычета при дооборудовании основных средств, возведении последующих очередей строительства, пусковых комплексов;

— конкретизирован порядок применения инвестиционного вычета к части первоначальной стоимости основных средств (стоимости вложений в реконструкцию) в случаях, когда приобретение (создание) основных средств (осуществление вложений в реконструкцию) осуществляется частично за счет безвозмездно принятых затрат, бюджетного финансирования.

Кроме того, в целях повышения инвестиционной привлекательности увеличены предельные значения применения инвестиционного вычета:

— с 15% до 20% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию;

— с 30% до 40% первоначальной стоимости (стоимости вложений в их реконструкцию) — по машинам и оборудованию, используемым в предпринимательской деятельности, и стоимости вложений в их реконструкцию, по транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей, кроме относимых к специальным, а также используемых для оказания услуг такси) и стоимости вложений в их реконструкцию.

2. Пособие лицам, уходящим на пенсию. С 1 января 2022 г. единовременная выплата (пособие) лицам, уходящим на пенсию, выплачиваемая в соответствии с законодательством работникам бюджетных организаций (государственных органов), не финансируемым за счет средств республиканского и местных бюджетов, исключена из состава прочих нормируемых затрат и включается в состав затрат по производству и реализации (подп. 2.7 ст. 170 НК-2021).

3. Расходы на оплату труда. В целях синхронизации с положениями ст. 63 ТК с 2022 г. изменяется определение расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении, которое было введено в 2021 г.

Подпункт 2.9 ст. 170 НК-2022 изложен в новой редакции, согласно которой в состав затрат по производству и реализации включаются расходы на оплату труда (любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах за исполнение трудовых обязанностей, в том числе все виды стимулирующих и компенсирующих выплат, в размерах и по основаниям, установленным законодательством о труде, соглашением, коллективным договором, иным локальным правовым актом, трудовым договором), а также на выплату среднего заработка и выходных пособий, начисляемых в случаях, предусмотренных законодательством о труде, за исключением расходов, указанных в подп. 2.1 п. 2 ст. 171, подп. 1.3 п. 1 ст. 173 НК.

4. Расходы на рекламу. С 2022 г. устанавливается закрытый перечень расходов на рекламу, включаемых в состав затрат по производству и реализации (подп. 2.10 ст. 170 НК-2022):

— расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети;

— расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

— расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр, каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации.

Расходы на иные виды рекламы, за исключением вышеуказанных выше, а также расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых в виде выигрыша при проведении рекламной игры, в соответствии с законодательством о рекламе, с 2022 г относятся к прочим нормируемым затратам (подп. 2.10 ст. 171 НК).

5. Стоимость топливно-энергетических ресурсов, израсходованных на производственные и вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды, с 1 января 2022 г. включается в затраты по производству и реализации в полном размере, без учета нормирования (подп. 2.11 ст. 170 НК-2022).

При этом сохраняется нормирование стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования. Как и прежде, нормы на указанное топливо устанавливаются руководителем организации самостоятельно либо на основании результатов испытаний, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (подп. 1.2. ст. 171 НК-2022).

2. Внереализационные доходы и расходы

1. В НК закреплено включение в состав внереализационных доходов средств, поступающих организациям из фондов предупредительных (превентивных) мероприятий (за исключением средств, поступающих в рамках целевого
финансирования из республиканского бюджета) (подп. 3.42-1 ст. 174 НК-2022).

2. Вклады в имущество хозяйственного общества, не приводящие к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, не включаются в состав внереализационных доходов (подп. 4.25 ст. 174 НК-2022).

3. Установлено, что затраты заказчика (застройщика) на безвозмездную передачу товаров (работ, услуг), произведенные за счет собственных средств организации, и возникающие вследствие принятых государственными органами решений, а также по условиям аукционов учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных расходов (подп. 3.41-1 ст. 175 НК-2022).

4. Уточнен порядок формирования резервов по сомнительным долгам по дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте и (или) белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте. В этом случае резерв формируется исходя из суммы выручки в белорусских рублях, отраженной в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль. Установлено что резерв не создается по дебиторской задолженности:

— возникшей в отношении выручки, внереализационных доходов, по которым белорусская организация имела право применять законодательство, устанавливающее освобождение от налога на прибыль (право на неуплату налога на прибыль);
— возникшей в период применения организацией особых режимов налогообложения;
— в размере имеющегося у организации встречного обязательства (кредиторской задолженности) перед контрагентом (подп. 3.48 ст. 175 НК-2022).

5. Нанимателям предоставлена возможность учитывать при налогообложении отчисления денежных средств, производимые профсоюзным организациям в размере не более 0,15 процента от фонда заработной платы для проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий, новогодних елок, удешевления стоимости детских новогодних подарков, пропаганды здорового образа жизни, возрождения национальной
культуры, реализации иных социально значимых целей, определяемых
коллективным договором или иным соглашением между нанимателем и
профсоюзной организацией (подп. 3.51-2 ст. 175 НК-2022).

3. Распределение затрат между филиалами

С 2022 г. помимо затрат, связанных с управлением организации, что предусмотрено п. 2 ст. 169 НК, между головной организацией и филиалами можно будет распределять:

проценты за пользование кредитами и займами (ч. 2 п. 2 ст. 169, подп. 2.4 ст. 170 НК-2022);

курсовые разницы, связанные с пересчетом обязательств по кредитам и займам в иностранной валюте или эквиваленте (п. 14 ст. 167 НК-2022).

Распределение указанных затрат осуществляется между головной организацией и всеми филиалами независимо от результатов финансовой деятельности согласно критерию, определенному учетной политикой организации. При этом, согласно разъяснениям специалистов МНС, критерии для распределения курсовых разниц и процентов по кредитам и займам могут быть различными, в связи с тем, что нормы о распределении курсовых разниц и о распределении процентов по кредитам и займам включены в разные статьи НК.

4. Постоянное представительство иностранной организации

Некоторые работы (услуги) выполняются (оказываются) иностранной организацией по разным местам нахождения объектов заказчика (заказчиков) на территории Беларуси без превышения по каждому из них в отдельности сроков, приводящих к возникновению постоянного представительства, при этом в целом такая деятельность носит длительный характер. В связи с этим в НК внесено дополнение, согласно которому, если иностранная организация выполняет работы и (или) оказывает услуги на территории Республики Беларусь в течение периода, превышающего сто восемьдесят дней непрерывно или в совокупности в любом двенадцатимесячном периоде, начинающемся или заканчивающемся в соответствующем налоговом периоде, такая деятельность с начала ее осуществления признается постоянным представительством иностранной организации, в том числе в случае ее осуществления в разных местах деятельности (ч. 2 п. 3 ст. 180 НК-2022).

Если иностранная организация осуществляет свою деятельность на территории Беларуси через несколько постоянных представительств, то согласно подп. 8.1 п. 8 ст. 186 НК она вправе самостоятельно выбрать представительство, по месту расположения которого будет представляться в налоговый орган декларация по налогу на прибыль (с отражением в ней показателей всех представительств). В этой связи в НК закреплено, что заключение для подтверждения зарубежных затрат иностранной организации следует представлять в тот же налоговый орган, в который представляется такая декларация. При этом исключается необходимость дополнительно подтверждать зарубежные затраты иностранных организаций аудиторским заключением (за исключением управленческих и общеадминистративных затрат, учитываемых в качестве зарубежных затрат) в случаях, когда:

— затраты определены на основании первичных учетных документов, составленных на территории Республики Беларусь с соблюдением требований законодательства, регулирующих отношения в области бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь;

— информация, содержащаяся в указанных первичных учетных документах в отношении деятельности, приводящей к возникновению на территории Республики Беларусь постоянного представительства такой иностранной организации, отражена в регистрах бухгалтерского учета, ведение и хранение которых осуществляется на территории Республики Беларусь (п. 10 ст. 180 НК-2022).

5. Операции с ценными бумагами

В целях определения валовой прибыли от операций с ценными бумагами (кроме банков) с 2022 г. установлен порядок пересчета (осовременивания) цены приобретения ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, на дату их реализации или погашения. По таким ценным бумагам (за исключением акций) предусмотрено, что цена их приобретения подлежит умножению на отношение официальных курсов белорусского рубля, установленных Национальным банком по отношению к соответствующей иностранной валюте на дату реализации или погашения ценных бумаг и на дату их приобретения (подп. 1.2 ст. 179 НК-2022).

До 2022 г. такой порядок отсутствовал и это приводило к возникновению налоговой базы по налогу на прибыль в случае, когда дохода от реализации (погашения) таких ценных бумаг в валюте нет, но он образуется в белорусских рублях из-за разницы курсов на дату приобретения и на дату реализации (погашения) ценных бумаг.

6. Право местных Советов на увеличение ставки по налогу на прибыль

Областные Советы депутатов или по их поручению местные Советы депутатов базового территориального уровня и Минский городской Совет депутатов получили право увеличивать (не более чем на 2 процентных пункта) стандартную ставку налога на прибыль (18%) для отдельных категорий плательщиков, полностью уплачивающих налог на прибыль в соответствующие местные бюджеты (ч. 1 п. 10 ст. 184 НК-2022).

При этом в 2022 г. исчисление и уплата налога на прибыль по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, принятых не позднее 31 марта 2022 г. в соответствии с ч. 1 п. 10 ст. 184 НК, производятся начиная с 1 января 2022 г. независимо от положений ч. 2 п. 10 ст.184 НК (п. 3 ст. 7 Закона N 141З).

Начиная с 2023 года исчисление и уплата налога на прибыль по ставке, увеличенной на основании решений местных Советов депутатов, производится с
1 января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (ч. 2 п. 10 ст. 184 НК-2022).

7. Особенности льготирования организаций, использующих труд инвалидов

Согласно п. 4 ст. 181 НК от обложения налогом на прибыль освобождается валовая прибыль (кроме прибыли, полученной от торгово-закупочной и посреднической деятельности, а также доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование имуществом) организаций, использующих труд инвалидов, если численность инвалидов в них в среднем за период составляет не менее 30 процентов численности работников в среднем за этот же период.

Вместе с тем согласно п. 6 ст. 7 Закона N 141-З организации, использующие труд инвалидов, при соблюдении численности инвалидов, указанной выше, с 1 января 2022 г. до 1 января 2025 г. освобождаются от обложения налогом на прибыль в отношении суммы доходов от сдачи имущества в аренду (передачи в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование, уменьшенной на сумму расходов (затрат), связанных с такой сдачей (пользованием).

8. Нормы, вступающие в силу в 2023 г.

В гл. 16 НК включены нормы, которые вступят в силу с 2023 г. Все они связаны с периодом перехода с УСН на общий порядок налогообложения:

— ст. 167 НК дополняется нормами, исключающими ситуации налогообложения одних и тех же поступлений организациям разными налогами (налогом при УСН и налогом на прибыль) в случае перехода с УСН на общий порядок налогообложения.

Так, к выручке (внереализационным доходам), полученной (полученным) в период применения общего порядка налогообложения, не будет относиться выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (внереализационные доходы) в сумме, полученной в период применения налога при УСН предварительной оплаты этих товаров (работ, услуг), имущественных прав (этих внереализационных доходов), включенной в указанном периоде в налоговую базу налога при УСН. Аналогично будет распределяться и сумма НДС, приходящаяся на сумму предоплаты (п. 5 ст. 167 НК-2022);

— ст. 182 НК дополнена в связи с изменениям с 1 января 2023 г. порядка исчисления налога при УСН и с целью недопущения невключения в налоговую базу при исчислении налогов выручки (внереализационных доходов) в ситуации, когда организация в период применения налога при УСН отгрузила товар (выполнила работу, оказала услугу), передала имущественное право, но оплата за такой товар (работу, услугу), имущественное право не поступила, а организация перешла на общий порядок налогообложения (п. 4 ст. 182 НК-2022).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex