Светлана Маковская

Начальник управления таможенного транзита и законодательства
Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП»

ООО «ЮрСпектр» 30.06.2022 был проведен аудиториум на тему «Международные перевозки грузов в условиях ограничений». В его рамках были даны рекомендации и разъяснения по проблемным ситуациям, возникающим на практике. Также спикер ответила на ряд вопросов участников мероприятия.

1. Запрет на въезд/выезд транспорта

Согласно Регламенту Совета ЕС N 2022/577 и Решению Совета ЕС (CFSP) N 2022/579 с 09.04.2022 таможенные службы ЕС прекратили допуск на территорию ЕС транспортных средств (ТС), предназначенных для выполнения международных автоперевозок, зарегистрированных на территории Беларуси (ТС Беларуси), а также России (ТС России). При этом ТС не допускаются на территорию ЕС в том числе для осуществления транзитных перевозок. Исключения составляют ТС Беларуси и России, перевозящие почту в качестве универсальной услуги.

Также данный запрет не распространяется на ситуации, когда компетентные органы государства — члена ЕС разрешили перевозку товаров ТС Беларуси в связи с тем, что она необходима (п. 4 Решения Совета ЕС (CFSP) N 2022/579):

— для покупки, импорта или транспортировки в ЕС природного газа и нефти, в том числе продуктов нефтепереработки, а также титановой, алюминиевой, медной, никелевой, палладиевой и железной руды;

— покупки, импорта или транспортировки фармацевтических, медицинских, сельскохозяйственных и пищевых продуктов, включая пшеницу и удобрения, импорт, закупка и транспортировка которых разрешены в соответствии с Решением Совета ЕС (CFSP) N 2022/579;

— гуманитарных целей

— или же для функционирования дипломатических и консульских представительств ЕС и государств-членов в Беларуси, в том числе делегаций, посольств и миссий, или международных организаций в Беларуси, пользующихся иммунитетами в соответствии с международным правом.

Перечень компетентных органов перечислен в приложении 2 к Регламенту Совета ЕС 765/2006. В него вносились изменения Регламентом ЕС 2022/595 от 11.04.2022. Наименования стран и ссылки на сайты компетентных органов по выдаче разрешений отражены в таблице.

Наименование страны Ссылки на сайты компетентных органов
Литва http://www.urm.lt/sanctions
Бельгия https://diplomatie.belgium.be/en/policy/policy_areas/peace_and_security/sanctions
Болгария https://www.mfa.bg/en/EU-sanctions
Чехия www.financnianalytickyurad.cz/mezinarodni-sankce.html
Дания http://um.dk/da/Udenrigspolitik/folkeretten/sanktioner/
Германия https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Artikel/Aussenwirtschaft/embargos-aussenwirtschaftsrecht.html
Эстония https://vm.ee/et/rahvusvahelised-sanktsioonid
Ирландия https://www.dfa.ie/our-role-policies/ireland-in-the-eu/eu-restrictivemeasures/
Греция http://www.mfa.gr/en/foreign-policy/global-issues/internationalsanctions.html
Испания https://www.exteriores.gob.es/es/PoliticaExterior/Paginas/SancionesInternacionales.aspx
Франция http://www.diplomatie.gouv.fr/fr/autorites-sanctions/
Хорватия https://mvep.gov.hr/vanjska-politika/medjunarodne-mjereogranicavanja/22955
Италия https://www.esteri.it/it/politica-estera-e-cooperazione-allosviluppo/politica_europea/misure_deroghe/
Кипр https://mfa.gov.cy/themes/
Латвия http://www.mfa.gov.lv/en/security/4539
Люксембург https://maee.gouvernement.lu/fr/directions-du-ministere/affaireseuropeennes/organisations-economiques-int/mesures-restrictives.html
Венгрия https://kormany.hu/kulgazdasagi-es-kulugyminiszterium/ensz-eu-szankciostajekoztato
Мальта https://foreignandeu.gov.mt/en/Government/SMB/Pages/SMB-Home.aspx
Нидерланды https://www.rijksoverheid.nl/onderwerpen/internationale-sancties
Австрия https://www.bmeia.gv.at/themen/aussenpolitik/europa/eu-sanktionennationale-behoerden/
Польша https://www.gov.pl/web/dyplomacja/sankcje-miedzynarodowe
https://www.gov.pl/web/diplomacy/international-sanctions
Португалия https://www.portaldiplomatico.mne.gov.pt/politica-externa/medidasrestritivas
Румыния http://www.mae.ro/node/1548
Словения http://www.mzz.gov.si/si/omejevalni_ukrepi
Словакия https://www.mzv.sk/europske_zalezitosti/europske_politiky-sankcie_eu
Финляндия https://um.fi/pakotteet
Швеция https://www.regeringen.se/sanktioner

Также установлено, что заинтересованное государство — член ЕС должно в течение 2 недель с момента разрешения информировать другие государства — члены ЕС и Европейскую комиссию о таких разрешениях (п. 5 Решения Совета ЕС (CFSP) N 2022/579).

Примечание
Адрес для направления уведомлений в Европейскую комиссию: European Commission Directorate-General for Financial Stability, Financial Services and Capital Markets Union (DG FISMA) Rue de Spa 2 B-1049 Brussels, Belgium, E-mail: relex-sanctions@ec.europa.eu

2. Ответные меры Беларуси в отношении ТС, зарегистрированных в государствах — членах ЕС

В ответ на указанные меры Республикой Беларусь введен запрет на перемещение через таможенную границу ЕАЭС в Беларусь грузовых автомобилей и тягачей, зарегистрированных в ЕС (ТС ЕС). Данный запрет не применяется при перемещении следующих категорий товаров и ТС ЕС (п. 3 постановления N 247):

— почтовые отправления;

— крупногабаритные грузы, для перевозки которых требуется специальное разрешение, если исходя из технических характеристик перевозимого груза и (или) технологических особенностей перевозки невозможно следование в специально установленные места, а также ТС для перевозки такого груза при условии согласования перемещения данных ТС Минтрансом;

Обратите внимание!
Светлана Владимировна Маковская уточнила, что перевозчикам ЕС для самостоятельной перевозки крупногабаритных грузов по территории Беларуси необходимо получить специальное разрешение в РУП «Белдорцентр». Оно выдается после согласования с Минтрансом. При этом перевозчикам ЕС отказывают в его получении, если перевозку может и согласен осуществить перевозчик, зарегистрированный в Беларуси (имеется необходимый подвижной состав для перевозки крупногабаритных грузов), путем осуществления процедуры перецепки (перегрузки).

— ТС, перевозимые на автовозах, и сами автовозы;

— гуманитарные грузы;

— живые животные и специализированные ТС ЕС для их перевозки;

— готовые лекарственные средства, в том числе нерасфасованные, медицинские изделия, запасные части к ним, сырье и материалы для производства лекарственных средств и (или) медицинских изделий, кровь, органы и ткани человека;

— порожние ТС ЕС, следующие в обратном направлении на территорию ЕС после перевозки указанных выше товаров.

Также ТС ЕС разрешено в установленный срок следовать из автодорожных пунктов пропуска в соответствующие им специально установленные места (в обратном направлении из соответствующих им специально установленных мест) для совершения (абз. 2 п. 2 постановления N 247):

— грузовых операций;

— перецепки;

— заправки транспортных средств (при необходимости).

На сегодня установлено 17 таких мест, их перечень определен в приложении 1 к постановлению N 247 (далее — специально установленные места).

Светлана Владимировна Маковская обратила внимание на то, что отдельно закреплены специально установленные места (подстрочное примечание <*> и <**> к приложению 1 к постановлению N 247):

— для перецепки;

— перегрузки и (или) перецепки;

— перегрузки и (или) перецепки крупногабаритных грузов.

Например, на СВХ «Брествнештранс», «Белимпортторг» и «Транзит» можно осуществлять только перегрузку и (или) перецепку крупногабаритных грузов.

Светлана Владимировна Маковская дополнительно отметила, что въезд на таможенную территорию ЕАЭС в Республике Беларусь возможен только для осуществления грузовых операций и (или) перецепки в специально установленных местах с последующим обратным выездом с территории Республики Беларусь через пункт пропуска, через который был осуществлен въезд на такую территорию (при въезде через пункт пропуска Видзы последующий обратный выезд осуществляется через пункты пропуска Котловка, Григоровщина либо Урбаны).

В случае перецепки на территории Республики Беларусь, территория которой не является ни страной погрузки, ни страной выгрузки грузов, указанных соответственно в графах 4 и 3 международной CMR-накладной, необходимо использование разрешения Республики Беларусь, позволяющего выполнять транзитную перевозку по территории Республики Беларусь.

Пример
Перевозчику, зарегистрированному в Республике Польша, при перевозке товара в Российскую Федерацию (графа 3 CMR-накладной) из Республики Польша (графа 4 CMR-накладной) с учетом осуществления перегрузки/перецепки в рамках постановления N 247 на территории Республики Беларусь требуется «транзитное« разрешение.

При использовании иностранными перевозчиками, зарегистрированными в ЕС, разрешений ЕКМТ в текущей ситуации в период действия ограничений под пунктом разгрузки (погрузки) при выполнении международных автомобильных перевозок грузов с использованием разрешений ЕКМТ иностранными перевозчиками, зарегистрированными в ЕС, следует понимать место перецепки (перегрузки).

Также были рассмотрены вопросы порядка действий при совершении грузовых операций и перевозки, применение ставки НДС 0%.