Татьяна Шпилевская

адвокат специализированной юридической консультации г. Минска "Корпоративное право и налоги" Минской городской
коллегии адвокатов, доцент кафедры гражданского процесса и трудового права юридического факультета БГУ


ООО «ЮрСпектр» провело аудиториум на тему «Порядок приема на работу и ведения трудовых книжек».

В рамках мероприятия лектор Татьяна Эдуардовна Шпилевская рассказала о приеме работника на работу, в том числе о том, какие документы он должен представить, когда требуется направить работника на предварительный медосмотр, что нового в порядке оформления дубликата трудовой книжки и др. Лектор также ответила на вопросы слушателей по теме. Рассмотрим наиболее интересные и актуальные из них.

1. Характеристики с предыдущих мест работы

Вопрос 1: В соответствии с п. 11 Декрета N 5 при приеме работника на работу следует запрашивать характеристику с предыдущего места работы, характеристику из госорганизации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. Если работник трудоустраивается в порядке перевода из негосударственной организации, но до этого работал в госорганизации, необходимо ли запросить характеристику из госорганизации?

Ответ: Обязанность нанимателя запрашивать характеристику с предыдущего места работы установлена при приеме в госорганизации (госорганы, иные госорганизации, а также организации, более 50% акций (долей в уставном фонде) которых находится в госсобственности) (ч. 2 п. 11 Декрета N 5). Для остальных нанимателей предусмотрено право запрашивать такую характеристику (ч. 1 п. 11 Декрета N 5).

Количество запрашиваемых характеристик зависит от предыдущих мест работы работника за предшествующие 5 лет (абз. 2, 3 ч. 2 п. 11 Декрета N 5):

— одна характеристика с последнего места работы запрашивается в случаях:

если за последние 5 лет работник работал только в негосударственных организациях (в том числе в организациях с долей собственности государства до 50%) либо только в госорганизациях;

если работник в течение последних 5 лет трудился в государственных и негосударственных организациях, но последним местом работы была госорганизация;

— если работник в течение последних 5 лет трудился как в негосударственных, так и в государственных организациях и последним местом работы была негосударственная организация, то следует запросить две характеристики — из негосударственной организации (характеристика с последнего места работы) и из госорганизации.

Вопрос 2: В какой форме допускается оформить запрос на характеристику? Можно ли выдавать запрос на характеристику на руки работнику?

Ответ: Характеристика является официальным документом. В ней указываются, в частности, сведения о профессиональных, деловых и моральных качествах работника, о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности и др. Характеристика должна быть подготовлена по форме, установленной постановлением Совмина N 585, и выдается она нанимателю на основании запроса в течение 7 календарных дней (ч. 3 ст. 26 ТК, ч. 1 п. 11 Декрета N 5). Данная норма императивная и является обязательной для исполнения всеми нанимателями независимо от формы собственности.

Таким образом, запрос на характеристику следует направить письменно. Полагаем, что целесообразно запрос направить письмом с уведомлением о вручении.

Примечание
Выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи является грубым нарушением трудовых обязанностей (п. 12 Декрета N 5).

Вопрос 3: В течение какого максимального срока после направления запроса на характеристику следует ждать ответ? И можно ли принять на работу работника, если в этот срок характеристика не будет предоставлена?

Ответ: Характеристика выдается в течение 7 календарных дней с момента получения соответствующего запроса (ч. 3 ст. 26 ТК, ч. 1 п. 11 Декрета N 5). При исчислении данного срока необходимо руководствоваться ст. 10 ТК. То есть течение срока на подготовку и выдачу характеристики начинается на следующий календарный день после дня поступления запроса. Подготовленную характеристику целесообразно направить в адрес нанимателя по системам межведомственного контроля либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Таким образом, с учетом времени на пересылку запроса на характеристику и подготовку характеристики полагаем, что разумным сроком для предоставления характеристики является 14-дневный срок.

Прием на работу без характеристики будет являться нарушением порядка приема на работу, что признается грубым нарушением трудовых обязанностей (ч. 1 п. 12 Декрета N 5). За это руководитель или иное уполномоченное должностное лицо нанимателя привлекается к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с занимаемой должности по п. 1 ч. 1 ст. 47 ТК или в соответствии с абз. 1 п. 7 ст. 42 ТК (абз. 4 подп. 4.2 п. 4 Декрета N 5). При причинении ущерба госсобственности или существенного вреда государственным или общественным интересам в результате указанных виновных действий соответствующее должностное лицо привлекается к уголовной ответственности (ч. 2 п. 12 Декрета N 5).

2. Медосмотр при приеме на работу

Вопрос 4: В организации введено новое рабочее место, которого раньше не было. Как определить, нужна ли медсправка кандидату на это рабочее место?

Ответ: Наниматель обязан требовать от кандидата медсправку при трудоустройстве только в случаях, предусмотренных законодательством (п. 6 ч. 1 ст. 26 ТК). Обязанностью нанимателя является организация проведения предварительных медосмотров для определенных категорий работников (абз. 13 ч. 2 ст. 17, ст. 27 Закона об охране труда). В частности:

— для лиц моложе 18 лет, если иное не установлено ТК (ст. 275 ТК);

— спортсменов (ч. 1 ст. 314-3 ТК);

— работников, которые будут выполнять работы (ст. 27 Закона об охране труда, п. 20 Инструкции о медосмотрах):

во вредных и (или) опасных условиях труда в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах;

с воздействием факторов производственной среды, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, которые вызывают аллергические заболевания, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;

с воздействием биологических факторов, указанных в подп. 2.4, 2.5 и 2.8 п. 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;

с воздействием физических факторов, указанных в подп. 4.1 и 4.6 п. 4 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня на рабочем месте;

с воздействием химических факторов (химических веществ 1-го и (или) 2-го класса опасности), указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, независимо от их уровня (концентрации) на рабочем месте;

где есть необходимость в профессиональном отборе и указанные в графе 2 приложения 3 к Инструкции о медосмотрах.

В иных случаях наниматель не вправе требовать от кандидата медсправку.

Примечание
Для прохождения предварительного медосмотра наниматель выдает кандидату направление по установленной форме (п. 19 Инструкции о медосмотрах). Наниматель несет расходы на проведение предварительного медосмотра либо компенсирует понесенные кандидатом затраты на проведение медосмотра при условии трудоустройства его к нанимателю (ч. 6 ст. 27 Закона об охране труда).

Вопрос 5: Надо ли требовать медсправку при приеме на работу ветеринарным врачом, если по результатам аттестации рабочего места имеется вредность?

Ответ: В этом случае необходимо учесть следующее. Предварительный медосмотр следует проводить в зависимости от вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в графе 2 приложения 1 к Инструкции о медосмотрах, если работник непосредственно будет работать во вредных и (или) опасных условиях труда (абз. 2 п. 20 Инструкции о медосмотрах).

Вредные и (или) опасные условия труда — это те, которые отнесены к 3-му и (или) 4-му классу условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. При оптимальных (1-го класса) или допустимых (2-го класса) условиях труда медосмотр не проводится, поскольку отсутствует вредность и (или) опасность влияния данных условий труда на здоровье работника (ч. 1, 3 п. 6-1 Инструкции по аттестации рабочих мест по условиям труда, п. 8 СанПиН N 211).

Примечание
Наниматель обязан осуществлять проведение аттестации рабочих мест по условиям труда (абз. 8 ч. 2 ст. 17 Закона об охране труда).

Вопрос 6: Можно ли отдавать действующую медсправку при увольнении работника, оставив себе ксерокопию?

Ответ: Полагаем, что можно. Ведь данный порядок не закреплен действующим законодательством, обязательное хранение оригинала медсправки после увольнения работника не установлено.

Ответы на вопросы о новом порядке оформления дубликата трудовой книжки читайте в ilex.