На сайте Минфина размещен проект изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь на 2019 год. Проектом предусмотрены изменения в порядке уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин). Рассмотрим наиболее существенные из них.
Взыскание налога, сбора (пошлины), пени
Взыскание налогов, сборов (пошлин) в случае неисполнения плательщиком в установленный срок налогового обязательства планируется ограничить периодом проверки соблюдения налогового законодательства. То есть взыскание не будет производиться, если требование об уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты налогов, сборов (пошлин).
Исключение будут составлять случаи, когда:
— проверяемый период не ограничен 5 годами;
— плательщиком представлена уточненная налоговая декларация.
Взыскание налога, сбора (пошлины), пеней за счет средств дебитора
В рамках взыскания налоговых и таможенных платежей за счет средств дебиторов предлагается закрепить обязанность плательщика представлять в налоговые и таможенные органы копии документов, подтверждающие не только факт наличия дебиторской задолженности, но и истечение срока исполнения обязательств между плательщиком и его дебиторами.
То есть взыскание не будет производиться в отношении дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.
Перечень дебиторов планируется представлять в налоговый орган по форме, утвержденной МНС. Причем такой перечень можно будет представлять в письменной или электронной форме.
Вместе с тем конкретизированы документы, которые могут подтверждать факт наличия дебиторской задолженности. Такими являются: договор, ТТН, ТН, акты сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, учетные регистры бухучета с расшифровкой дебиторской задолженности и иные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности у плательщика и кредиторской задолженности у его дебитора, по которой не истек срок исковой давности.
Кроме того, планируется сократить срок представления таких документов в таможенный орган — с 10 до 5 рабочих дней со дня получения плательщиком решения таможенного органа о взыскании налогов, сборов (пошлин), пеней либо решения по акту таможенной проверки.
Также в НК перенесут положения подп. 2.2 Указа N 29 в части:
возврата дебитору взысканных средств, в случае если налоговый орган установит факт представления плательщиком недостоверной информации о наличии дебиторской задолженности;
уведомления дебитора через личный кабинет о том, что принято решение о взыскании задолженности по налогам, сборам (пошлинам), пени плательщика за счет средств дебитора.
Способы обеспечения исполнения налогового обязательства
Банковская гарантия
Помимо 5 предусмотренных в НК способов обеспечения исполнения налогового обязательства предлагается закрепить еще один — банковская гарантия.
В силу банковской гарантии банк обязуется перед налоговым органом исполнить налоговое обязательство плательщика и (или) уплатить пени, проценты за пользование отсрочкой, рассрочкой (при их наличии), если плательщик утратит право пользования отсрочкой, рассрочкой по уплате налогов, не исполнит налоговое обязательство и (или) своевременно не уплатит пени.
Пени
С 2019 года планируется ограничить размер начисляемых пеней по результатам проверки. Их размер не должен превышать сумму доначисленного налога, сбора (пошлины), подлежащего уплате в бюджет.
Приостановление операций по счетам, электронным кошелькам
Планируется полностью поменять подход к приостановлению операций по счетам, если плательщиком вовремя не уплачены налоги. В настоящее время налоговые органы закрывают счет на следующий день.
С 2019 года налоговый орган при принятии решения о приостановлении операций по счетам будет учитывать, как до этого в течение 6 календарных месяцев плательщик исполнял налоговые обязательства:
— если своевременно платил налоги, то решение будет принято не ранее чем через 10 рабочих дней;
— если не допускал задолженность на каждое 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем, то решение принимается не ранее чем через 5 рабочих дней.
Таким образом, плательщикам с положительной историей будет дано время на исполнение налоговых обязательств.
Вышеуказанные обстоятельства не будут учитываться при неисполнении налогового обязательства, выявленного по результатам проверки, а также при наличии других оснований, позволяющих налоговым органам приостанавливать операции по счетам, в частности при непредставлении налоговых деклараций в срок.
Зачет, возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пеней
Проектом НК предлагается увеличить период, в течение которого плательщик имеет право обратиться с заявлением о зачете (возврате) сумм налогов, сборов (пошлины), пеней — с 3 до 5 лет со дня их уплаты в бюджет.
А вот сроки принятия налоговым органом решения о зачете, возврате либо об отказе в их проведении со дня подачи плательщиком заявления предлагается сократить:
при зачете — с 5 до 3 рабочих дней (в отношении госпошлины — не позднее 20 рабочих дней);
при возврате — с месяца до 20 рабочих дней.
Срок информирования налоговым органом плательщиков о проведенном зачете со дня принятия решения будет также уменьшен до 3 рабочих дней.
Одновременно эти изменения учтены и при проведении налоговым органом зачета самостоятельно.