Правительство Республики Беларусь определило порядок публичного обсуждения проектов НПА (далее — Положение, утв. постановлением от 28.01.2019 № 56). Соответствующий документ опубликован на официальном сайте. Он вступает в силу 01.02.2019 (одновременно с новым Законом «О нормативных правовых актах»). 

Цель публичного обсуждения и его виды

Публичное обсуждение проектов НПА проводится с целью реализации принципа гласности нормотворческой деятельности, получения общественной или профессиональной (экспертной) оценки норм права, содержащихся в проекте. Еще одной из целей публичного обсуждения является определение соответствия проекта НПА общественным ожиданиям для возможной последующей корректировки проекта.

Вынесение проектов НПА на публичное обсуждение, как и ранее, это право, а не обязанность нормотворческих органов <*>. Новый Закон № 130-З в зависимости от круга лиц, участвующих в обсуждении, предусматривает два вида публичного обсуждения: общественное и профессиональное.

Справочно
Согласно Закону N 361-З предусматривалось три вида обсуждения: всенародное, общественное и профессиональное <*>.

При этом под общественным понимается обсуждение проектов с участием неопределенного круга лиц. Так, например, в 2018 году на общественное обсуждение был вынесен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»

В свою очередь, профессиональное обсуждение предполагает обсуждение проектов с участием определенного круга лиц, осуществляющих профессиональную, образовательную, научную или общественную деятельность в сфере регулирования общественных отношений обсуждаемого проекта НПА. Так, например, проект изменений и дополнений в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» целесообразно обсуждать с участием Белорусской республиканской коллегии адвокатов.

Идентификация пользователей и способы общественного обсуждения

В новом Законе № 130-З определены способы публичного обсуждения проектов НПА. Их будет как минимум четыре.
В частности, обсуждение будет проходить:

на интернет-сайте «Правовой форум Беларуси»;

—  путем парламентских слушаний;

— в СМИ;

— иными способами (например, при проведении заседаний научных, консультативных, общественных советов при госорганах).

При этом идентификация пользователей, участвующих в публичном обсуждении на сайте, будет осуществляться посредством хранения сведений о сетевом (IP) адресе устройства пользователя, присвоенном при размещении им сообщения.

Информирование о публичном обсуждении

Информация о проведении общественного обсуждения проекта НПА по общему правилу должна размещаться на сайте и в СМИ. Это также могут быть иные информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет, и определенные организатором обсуждения, а также официальные сайты госорганов (организаций).

Дополнительное информирование о проведении публичного обсуждения проекта НПА также может осуществляться:

— в выступлениях должностных лиц в теле- и радиопередачах;

— на официальных аккаунтах госорганов (организаций) в социальных сетях;

— иными способами, не противоречащими законодательству <*>.

 Перечень обязательных сведений при информировании

При размещении информации о публичном обсуждении должны указываться:

— организатор;

— вид обсуждения;

— способы обсуждения;

— дата начала и окончания обсуждения;

— вид и название проекта НПА;

— предмет правового регулирования проекта НПА;

— иные сведения, которые организатор обсуждения считает необходимыми.

Правило о размещении обязательных сведений не касается случаев дополнительного информирования <*>.

Сроки публичного обсуждения

Сроки публичного обсуждения устанавливаются организатором обсуждения самостоятельно. При этом должна учитываться специфика регулируемых общественных отношений.

Минимальный срок публичного обсуждения проектов НПА составляет 10 календарных дней <*>.

Срок публичного обсуждения проекта НПА может быть продлен организатором. Это нужно сделать не позднее чем за 1 день до истечения срока обсуждения. При этом  информирование о таком продлении осуществляется в том же порядке, который установлен для первоначального обсуждения <*>.

Организатор публичного обсуждения обязан рассмотреть поступившие замечания и (или) предложения <*>.

При этом замечания и (или) предложения, поступившие после окончания установленного срока публичного обсуждения, не подлежат рассмотрению <*>.

Информация о результатах публичного обсуждения проекта НПА и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений должна включаться в обоснование необходимости принятия (издания) НПА <*>.

Кроме того, по истечении срока публичного обсуждения проекта НПА организатор в течение 7 рабочих дней должен направить краткую обобщенную информацию о результатах публичного обсуждения. Она размещается на тех же ресурсах, на которых была опубликована информация о проведении публичного обсуждения проекта НПА. Такая  информация должна содержать сведения о сроках, виде и способе проведения публичного обсуждения, количестве его участников, поступивших замечаниях и (или) предложениях по проекту НПА, а также при необходимости отражать наиболее актуальные вопросы, вызвавшие отклик граждан в процессе публичного обсуждения, и иные сведения <*>.

Проект НПА после доработки с учетом замечаний и (или) предложений, поступивших в ходе его публичного обсуждения, должен быть направлен на согласование (повторное согласование) с заинтересованными госорганами (организациями) <*>.

На заметку
Проект НПА может быть вынесен на повторное публичное обсуждение.

Публичное обсуждение в Парламенте, в СМИ, иными способами

При публичном обсуждении проектов НПА в СМИ их редакции должны:

— разместить в СМИ проект НПА и иные документы, относящиеся к проекту;

— указать адрес для приема замечаний и (или) предложений по проекту НПА, в том числе это может специально созданный адрес электронной почты;

— обеспечить сбор поступивших замечаний и (или) предложений по проекту НПА;

— направить замечания и (или) предложения по проекту НПА организатору публичного обсуждения в срок не позднее 2 рабочих дней после завершения публичного обсуждения <*>.

Публичное обсуждение проекта НПА путем парламентских слушаний проводится согласно регламентам палат Национального собрания <*>.

Детальных правил публичного обсуждения проектов НПА иными способами (например, в ходе заседаний научных, консультативных, общественных советов при госорганах) в комментируемом Положении нет. Полагаем, что в данном случае нормы Положения могут применяться по аналогии, а также содержаться в локальных правовых актах соответствующих госорганов.