Правительство Республики Беларусь определило порядок публичного обсуждения проектов НПА (далее — Положение, утв. постановлением от 28.01.2019 № 56). Соответствующий документ опубликован на официальном сайте. Он вступает в силу 01.02.2019 (одновременно с новым Законом «О нормативных правовых актах»).
Цель публичного обсуждения и его виды
Публичное обсуждение проектов НПА проводится с целью реализации принципа гласности нормотворческой деятельности, получения общественной или профессиональной (экспертной) оценки норм права, содержащихся в проекте. Еще одной из целей публичного обсуждения является определение соответствия проекта НПА общественным ожиданиям для возможной последующей корректировки проекта.
Вынесение проектов НПА на публичное обсуждение, как и ранее, это право, а не обязанность нормотворческих органов <*>. Новый Закон № 130-З в зависимости от круга лиц, участвующих в обсуждении, предусматривает два вида публичного обсуждения: общественное и профессиональное.
Справочно
Согласно Закону N 361-З предусматривалось три вида обсуждения: всенародное, общественное и профессиональное <*>.
При этом под общественным понимается обсуждение проектов с участием неопределенного круга лиц. Так, например, в 2018 году на общественное обсуждение был вынесен проект Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
В свою очередь, профессиональное обсуждение предполагает обсуждение проектов с участием определенного круга лиц, осуществляющих профессиональную, образовательную, научную или общественную деятельность в сфере регулирования общественных отношений обсуждаемого проекта НПА. Так, например, проект изменений и дополнений в Закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» целесообразно обсуждать с участием Белорусской республиканской коллегии адвокатов.
Идентификация пользователей и способы общественного обсуждения
В новом Законе № 130-З определены способы публичного обсуждения проектов НПА. Их будет как минимум четыре.
В частности, обсуждение будет проходить:
— на интернет-сайте «Правовой форум Беларуси»;
— путем парламентских слушаний;
— в СМИ;
— иными способами (например, при проведении заседаний научных, консультативных, общественных советов при госорганах).
При этом идентификация пользователей, участвующих в публичном обсуждении на сайте, будет осуществляться посредством хранения сведений о сетевом (IP) адресе устройства пользователя, присвоенном при размещении им сообщения.
Информирование о публичном обсуждении
Информация о проведении общественного обсуждения проекта НПА по общему правилу должна размещаться на сайте и в СМИ. Это также могут быть иные информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет, и определенные организатором обсуждения, а также официальные сайты госорганов (организаций).
Дополнительное информирование о проведении публичного обсуждения проекта НПА также может осуществляться:
— в выступлениях должностных лиц в теле- и радиопередачах;
— на официальных аккаунтах госорганов (организаций) в социальных сетях;
— иными способами, не противоречащими законодательству <*>.
Перечень обязательных сведений при информировании
При размещении информации о публичном обсуждении должны указываться:
— организатор;
— вид обсуждения;
— способы обсуждения;
— дата начала и окончания обсуждения;
— вид и название проекта НПА;
— предмет правового регулирования проекта НПА;
— иные сведения, которые организатор обсуждения считает необходимыми.
Правило о размещении обязательных сведений не касается случаев дополнительного информирования <*>.
Сроки публичного обсуждения
Сроки публичного обсуждения устанавливаются организатором обсуждения самостоятельно. При этом должна учитываться специфика регулируемых общественных отношений.
Минимальный срок публичного обсуждения проектов НПА составляет 10 календарных дней <*>.
Срок публичного обсуждения проекта НПА может быть продлен организатором. Это нужно сделать не позднее чем за 1 день до истечения срока обсуждения. При этом информирование о таком продлении осуществляется в том же порядке, который установлен для первоначального обсуждения <*>.
Организатор публичного обсуждения обязан рассмотреть поступившие замечания и (или) предложения <*>.
При этом замечания и (или) предложения, поступившие после окончания установленного срока публичного обсуждения, не подлежат рассмотрению <*>.
Информация о результатах публичного обсуждения проекта НПА и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений должна включаться в обоснование необходимости принятия (издания) НПА <*>.
Кроме того, по истечении срока публичного обсуждения проекта НПА организатор в течение 7 рабочих дней должен направить краткую обобщенную информацию о результатах публичного обсуждения. Она размещается на тех же ресурсах, на которых была опубликована информация о проведении публичного обсуждения проекта НПА. Такая информация должна содержать сведения о сроках, виде и способе проведения публичного обсуждения, количестве его участников, поступивших замечаниях и (или) предложениях по проекту НПА, а также при необходимости отражать наиболее актуальные вопросы, вызвавшие отклик граждан в процессе публичного обсуждения, и иные сведения <*>.
Проект НПА после доработки с учетом замечаний и (или) предложений, поступивших в ходе его публичного обсуждения, должен быть направлен на согласование (повторное согласование) с заинтересованными госорганами (организациями) <*>.
На заметку
Проект НПА может быть вынесен на повторное публичное обсуждение.
Публичное обсуждение в Парламенте, в СМИ, иными способами
При публичном обсуждении проектов НПА в СМИ их редакции должны:
— разместить в СМИ проект НПА и иные документы, относящиеся к проекту;
— указать адрес для приема замечаний и (или) предложений по проекту НПА, в том числе это может специально созданный адрес электронной почты;
— обеспечить сбор поступивших замечаний и (или) предложений по проекту НПА;
— направить замечания и (или) предложения по проекту НПА организатору публичного обсуждения в срок не позднее 2 рабочих дней после завершения публичного обсуждения <*>.
Публичное обсуждение проекта НПА путем парламентских слушаний проводится согласно регламентам палат Национального собрания <*>.
Детальных правил публичного обсуждения проектов НПА иными способами (например, в ходе заседаний научных, консультативных, общественных советов при госорганах) в комментируемом Положении нет. Полагаем, что в данном случае нормы Положения могут применяться по аналогии, а также содержаться в локальных правовых актах соответствующих госорганов.