Постановлением Минфина от 31.12.2021 № 78 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь» (далее — постановление № 78) с 01.07.2022 вносятся изменения и дополнения в следующие нормативные правовые документы по аудиторской деятельности:

НПАД «Планирование аудита», НПАД «Документирование аудита»;

НПАД «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской и (или) финансовой отчетности»;

НПАД «Начальные и сопоставимые данные в бухгалтерской и (или) финансовой отчетности»;

НПАД «Допущение о непрерывности деятельности аудируемого лица»;

НПАД «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги»;

НПАД «Сообщение информации по вопросам аудита»;

НПАД «Аудиторское заключение по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности»;

Инструкцию по ведению реестра аудиторов;

Инструкцию о представлении информации об осуществлении аудиторской деятельности и оказании профессиональных услуг;

Инструкцию о требованиях к представляемой в Аудиторскую палату информации;

Инструкцию о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций и аудиторов.

В указанных документах множество изменений и дополнений, которые носят уточняющий характер. Также имеются и некоторые существенные правки. Рассмотрим основные предстоящие новшества, касающиеся осуществления аудиторской деятельности.

1. НПАД «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги»

С учетом норм постановления № 78 при оказании аудиторских услуг правилами профессиональной этики предусмотрено соблюдение таких принципов, как принцип независимости, честности, объективности, профессиональной компетентности и должной тщательности, конфиденциальности, профессионального поведения. Другими словами, применяемый принцип добросовестности с 01.07.2022 переименовывается в принцип должной тщательности (абз. 13, 14 подп. 1.5 постановления № 78).

Также в НПАД «Профессиональная этика лиц, оказывающих аудиторские услуги» с 01.07.2022 глава 3 вместо «Угрозы нарушения основных принципов и меры предосторожности» переименовывается в «Концептуальный подход к соблюдению принципов» (абз. 44 — 46 подп. 1.5 постановления № 78).

В связи с этим предусматриваются соответствующие положения. Так, концептуальный подход к соблюдению принципов профессиональной этики (далее — принципы) заключается в том, что аудитор должен:

— выявить угрозы нарушения принципов;

— оценить выявленные угрозы нарушения принципов;

— принять меры предосторожности для устранения угроз нарушения принципов или сведения их до приемлемого уровня.

При применении концептуального подхода к соблюдению принципов аудитор должен:

— руководствоваться профессиональным суждением;

— учитывать новую информацию и изменения известных аудитору фактов и обстоятельств;

— проанализировать вероятность формирования другим лицом тех же выводов о соблюдении принципов, которые были сделаны самим аудитором. При этом указанное лицо не обязательно должно быть аудитором, оно должно обладать соответствующими знаниями и опытом для понимания и непредвзятой оценки уместности выводов аудитора о соблюдении принципов.

Понимание известных фактов и обстоятельств является необходимым условием для надлежащего применения аудитором концептуального подхода к соблюдению принципов. Определение действий, которые необходимы для достижения такого понимания, и формирование вывода о соблюдении принципов требуют от аудитора использования профессионального суждения (абз. 47 — 51, 54 — 58 подп. 1.5 постановления № 78).

При выявлении угрозы нарушения принципов аудитор должен оценить, является ли уровень угрозы приемлемым. При оценке значимости угрозы нарушения принципов аудитору необходимо учитывать количественные и качественные факторы, а также комбинированный эффект множественных факторов (если применимо). Также следует предпринять действия, направленные на устранение угроз или сведение их до приемлемого уровня. Если невозможно предпринять надлежащие меры предосторожности, аудитор должен отказаться от предоставления требуемых от него аудиторских услуг либо прекратить их предоставление.

Действия, которые уже были предприняты аудитором в качестве мер предосторожности, могут не быть по-прежнему эффективными. В этом случае применение концептуального подхода к соблюдению принципов требует, чтобы аудитор провел повторную оценку угрозы нарушения принципов.

При рассмотрении новой информации могут возникнуть новые угрозы нарушения принципов аудита. Появление новой информации или изменение известных аудитору фактов и обстоятельств может повлиять на уровень угрозы нарушения принципов, в том числе в следующих случаях:

— аудитор начинает оказывать клиенту ранее не оказываемые аудиторские и (или) профессиональные услуги;

— аудиторская организация осуществляет реорганизацию в форме слияния или присоединения к другой аудиторской организации;

— аудитор выполняет аудиторское задание для двух клиентов, и между ними возникает хозяйственный (экономический) спор;

— в других обстоятельствах.

Аудитор должен оценить эти факторы и предпринять соответствующие действия, а при невозможности их устранения или сведения до приемлемого уровня — отказаться от оказания требуемых от него аудиторских услуг либо прекратить их оказание (абз. 60 — 73 подп. 1.5 постановления № 78).

2. НПАД «Аудиторское заключение по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности»

Постановлением № 78 уточнено, что в аудиторском заключении приводится название «Аудиторское заключение», а в случае проведения аудита отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, название может иметь формулировку «Аудиторское заключение независимого аудитора» (абз. 2, 3 подп. 1.7 постановления № 78).

Конкретизирован порядок подписания аудиторского заключения. В частности, если руководителем задания является руководитель аудиторской организации, вместе со словами «Руководитель задания» аудиторское заключение должно содержать указание должности руководителя аудиторской организации, его собственноручную подпись и расшифровку этой подписи (инициалы, фамилию), номер квалификационного аттестата аудитора. Аналогичные требования действуют при подписании аудиторского заключения руководителем аудиторской группы или аудитором. Если руководителем задания является уполномоченное руководителем аудиторской организации лицо, то необходимо также указать реквизиты документа, в соответствии с которым это лицо уполномочено подписывать аудиторское заключение.

При проведении аудита аудитором — индивидуальным предпринимателем вместе со словами «Руководитель задания» аудиторское заключение должно содержать слова «Аудитор — индивидуальный предприниматель», собственноручную подпись аудитора и ее расшифровку (инициалы, фамилию), номер квалификационного аттестата аудитора. В случае привлечения для выполнения аудиторского задания аудитора (аудиторов) по трудовому договору аудиторское заключение должно быть также подписано аудитором, проводившим аудит, если аудит проводил один аудитор, или руководителем аудиторской группы (абз. 19, 21 — 24 подп. 1.7 постановления № 78).

Установлено, что после подписей в аудиторском заключении в том числе должен указываться регистрационный номер записи аудиторской организации в реестре аудиторских организаций, аудитора — индивидуального предпринимателя в реестре аудиторов — индивидуальных предпринимателей (абз. 25, 26 подп. 1.7 постановления № 78).

3. Иные изменения, касающиеся аудиторской деятельности

1. Вносятся изменения в порядок ведения реестра аудиторов, аудиторов, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций. В частности, уточняются:

— правила предоставления информации для реестра (в том числе при повторном включении сведений об аудиторе — индивидуальном предпринимателе, аудиторской организации, внесении изменений и дополнений в аудиторский реестр);

— отдельные моменты в заполнении форм сведений об аудиторе и аудиторской организации (приложения 1 — 3 к Инструкции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций) (абз. 2 подп. 1.8 постановления № 78).

2. Скорректирован порядок предоставления информации об осуществлении аудиторской деятельности и оказании профессиональных услуг аудиторскими организациями, аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей. Взамен действующей утверждена новая форма отчета «Информация об осуществлении аудиторской деятельности и оказании профессиональных услуг аудитором — индивидуальным предпринимателем». В ней необходимо будет в том числе указывать:

— количество выданных аудиторских заключений по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности по их видам (немодифицированное аудиторское мнение, аудиторское мнение с оговоркой, отрицательное аудиторское мнение, отказ от выражения аудиторского мнения);

— информацию о проведенном аудите годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, и другие сведения (абз. 23, 24 подп. 1.8 постановления № 78).

3. В Инструкции о принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций и аудиторов предусмотрено, что по решению Аудиторской палаты проведение внешней оценки может быть однократно продлено, но не более чем на 15 рабочих дней, при наличии значительного объема документов, подлежащих внешней оценке, а также при необходимости проведения значительного количества дополнительных процедур внешней оценки (абз. 8, 9 подп. 1.9 постановления № 78).

Уточнено, что Аудиторская палата в решении о применении мер воздействия должна указать сроки или дату исключения аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя из членов Аудиторской палаты с учетом сроков завершения оказания аудиторских услуг по договорам оказания аудиторских услуг, заключенным до вынесения решения о применении мер воздействия (абз. 28 подп. 1.9 постановления № 78).