С 24.01.2024 действует постановление Правления Нацбанка от 28.12.2023 N 501, которое утвердило Инструкцию о требованиях к правилам внутреннего контроля в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (ПОД/ФТ) при осуществлении операций с электронными деньгами. Новшество направлено, в частности, на выявление и недопущение финансовых операций, направленных на ОД/ФТ и актуально для эмитентов электронных денег — поставщиков платежных услуг по операциям с электронными деньгами, которые открывают электронные кошельки пользователям (далее — эмитент).
1. Организация внутреннего контроля
На всех стадиях финансовой операции с электронными деньгами эмитент проводит:
1. Предварительный контроль: сбор и изучение необходимых сведений, документов (их копий) и фиксирование данных в анкете клиента для формирования представления о нем. Анкета клиента включает данные, которые собрал эмитент при идентификации и верификации клиента в соответствии со ст. 8 Закона N 165-З. Эмитент разрабатывает анкету клиента для каждой группы клиентов: физические лица, ИП, организации. Анкета может быть стандартной или расширенной формы. Анкета клиента — внутренний документ организации (п. 43 — 47 Инструкции N 501).
2. Текущий контроль: мониторинг финансовых операций клиента с учетом сведений, которые собрал эмитент после предварительного контроля для выявления финансовых операций особого контроля. Операции особого контроля определяют в соответствии со ст. 7 Закона N 165-З и фиксируют в специальном формуляре (абз. 10 ч. 1 ст. 6 Закона N 165-З).
3. Последующий контроль: анализ финансовых операций клиента за предыдущий период для выявления длительных подозрительных финансовых операций, которые не определяются на стадии текущего контроля, как операции особого контроля (п. 6 Инструкции N 501).
Служба внутреннего аудита, внутреннего контроля или другая служба, ответственное должностное лицо проводит проверку организации работы по ПОД/ФТ эмитента при необходимости, но не реже одного раза в год (п. 11 Инструкции N 501).
Ответственное должностное лицо (лица), работники эмитента, участвующие в осуществлении финансовых операций, проходят инструктаж по вопросам ПОД/ФТ и проверку знаний (п. 70 — 73 Инструкции N 501).
2. Ответственное должностное лицо в сфере ПОД/ФТ
Эмитент электронных денег назначает ответственное должностное лицо в сфере ПОД/ФТ по операциям с электронными деньгами. В обязанности ответственного должностного лица входит, в частности:
— организация процедур управления рисками, связанными с ОД/ФТ;
— организация проведения идентификации, верификации и обновления (актуализации) данных о клиентах;
— принятие решения о признании финансовой операции подозрительной (неподозрительной) и представлении (непредставлении) сведений о ней в орган финансового мониторинга;
— получение и обновление перечня организаций и физических лиц, причастных к террористической деятельности (далее — перечень);
— принятие решения о замораживании средств и (или) блокировании финансовой операции в отношении лиц, причастных к террористической деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами;
— проверка правильности и полноты заполнения работниками эмитента специальных формуляров;
— проверка знаний в сфере ПОД/ФТ у работников эмитента не реже одного раза в год (п. 9 Инструкции N 501).
Как правило, эмитенты относятся к лицам, осуществляющим финансовые операции. В этом случае ответственное должностное лицо в сфере ПОД/ФТ уже назначено (ч. 2 ст. 1, абз. 6 ч. 1 ст. 6 Закона N 165-З). Поэтому можно актуализировать обязанности этого должностного лица, если оно соответствует установленным требованиям или назначить еще одно ответственное должностное лицо в сфере операций с электронными деньгами.
Требования к ответственному должностному лицу:
1. Высшее образование по специальности юридического (экономического) профиля или иное высшее образование при условии прохождения переподготовки на уровне высшего образования по специальности юридического (экономического) профиля.
2. Не менее 6 месяцев стажа работы по специальности юридического (экономического) профиля в организации, которая является лицом, осуществляющим финансовые операции, государственных органах (государственных организациях), а при отсутствии высшего образования — не менее 1 года стажа работы по специальности юридического (экономического) профиля в названных организациях, государственных органах (государственных организациях) (п. 69 Инструкции N 501).
3. Распределение обязанностей в сфере ПОД/ФТ
В ЛПА эмитента нужно установить распределение обязанностей между сотрудниками организации в сфере ПОД/ФТ с учетом требований:
1. Ответственными за составление сообщения о выявлении вызывающей подозрение финансовой операции являются:
— лицо, непосредственно осуществившее финансовую операцию, — работник эмитента;
— лицо, в обязанности которого входит выявление среди своих клиентов организаций, ИП и физических лиц, в отношении которых применяются меры по замораживанию средств и (или) блокированию финансовых операций.
2. За соблюдение порядка заполнения специального формуляра отвечают:
— ответственное должностное лицо, в обязанности которого входит проверка правильности и полноты заполнения специального формуляра;
— ответственное должностное лицо, принявшее решение о признании финансовой операции клиента подозрительной и представлении сведений о ней в орган финансового мониторинга.
3. Ответственными за соблюдение порядка идентификации, верификации данных о клиенте, анкетирования клиентов являются:
— лица, которые непосредственно проводят идентификацию, верификацию данных о клиенте, анкетирование клиента;
— руководители структурных подразделений, в функции которых входит проведение идентификации, верификации данных о клиенте, анкетирования клиентов.
4. Не может быть назначено ответственным за соблюдение порядка заполнения специального формуляра лицо, составившее сообщение о финансовой операции, вызывающей подозрение (п. 10 Инструкции N 501).
4. Управление рисками, связанными с ОД/ФТ
Эмитент управляет рисками, связанными с ОД/ФТ, в том числе платежным риском потери деловой репутации.
Управление платежным риском потери деловой репутации включает в том числе вопросы управления следующими рисками, связанными с ОД/ФТ:
1) Риск осуществления клиентом операций с электронными деньгами в целях ОД/ФТ (далее — риск работы с клиентом).
2) Риск получения клиентом платежных услуг по операциям с электронными деньгами, включая способ их оказания, в целях ОД/ФТ (далее — риск платежной услуги). Актуализация степени риска платежной услуги осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
3) Внутренние риски эмитента (далее — внутренние риски) (ч. 2 п. 12 Инструкции N 501).
По каждому из видов рисков определен порядок их оценки и факторы, которые влияют на уровень риска. В частности, определены меры внутреннего контроля, которые применяет эмитент для ограничения (снижения) риска работы с клиентом в отношении всех клиентов:
— отказывает в осуществлении финансовой операции в случае непредставления клиентом сведений и документов, необходимых для проведения идентификации;
— просит при необходимости представить сведения и документы (их копии) для пояснения сути проводимых финансовых операций и др.
5. На что обратить внимание банкам читайте в ilex