В настоящее время вопросы административных процедур для юридических и ИП регулируются Законом «Об основах административных процедур» и постановлением Совмина  № 156.

1. Новые принципы

Так, в Указе закреплены принципы осуществления административных процедур в отношении юридических лиц и ИП. Это:

— доступность и приоритет учета интересов заявителей;

— недопустимость отказа в приеме заявления и в осуществлении процедуры по непредусмотренным основаниям;

— максимальное использование информационных технологий при осуществлении процедур и др.

2. Единый перечень административных процедур и регламенты к ним

Совмин утвердит Единый перечень административных процедур, осуществляемых для юридических лиц и ИП, к 27.09.2021. Он и ранее это делал, однако содержание этого перечня будет отличаться. Для каждой процедуры в нем укажут:

1) уполномоченный орган, осуществляющий процедуры;

2) срок осуществления процедуры;

3) вид платы, взимаемой при осуществлении процедуры;

4) орган-регулятор, который утвердит регламент административной процедуры к 27.03.2022. Если орган-регулятор не относится к нормотворческому, то регламент утвердит Совмин. Регламент определит:

— исчерпывающий перечень представляемых заявителем документов и их форму;

— размер платы;

— срок действия и форму выдаваемого по итогам процедуры документа;

— особенности осуществления процедуры;

— порядок подачи административной жалобы и др.

Если эти сведения определены НПА, регламент будет ссылаться на него. Регламенты утвердят к 27.03.2022.

Запрещено осуществлять отсутствующие в Едином перечне процедуры.

Уточнено, что заявления на осуществление бесплатных процедур и решения по ним осуществляются через единый портал электронных услуг.

3. Электронный реестр

К 27.03.2022 создадут электронный реестр административных процедур для юридических лиц и ИП. Содержать он будет:

— краткое описание административной процедуры;

— сведения о ней и порядок ее осуществления;

— наименование, место нахождения, режим работы уполномоченного органа (и его вышестоящего органа, организации), график приема уполномоченного органа, иную контактную информацию;

— требования к представляемым документам;

— банковские реквизиты для оплаты и способы ее внесения;

— иные справочно-информационные сведения.

Уже сегодня Реестр содержит некоторые сведения. Доступ к его данным сейчас и в дальнейшем планируется оставить свободным и круглосуточным.

Прописаны исключения, на которые нормы Указа не распространяются. В частности, это госрегистрация и ликвидация (прекращение деятельности) юридических лиц и ИП, деятельность со специфическими товарами (работами, услугами), изъятие и предоставление земельных участков и др.

Указ вступает в силу с 27.03.2022, кроме п. 12, который вступил в силу 27.06.2021.