Правительство Беларуси намерено придать импульс для развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Об этом первый вице-премьер Николай Снопков заявил на Форуме деловых кругов. Он перечислил шаги, которые будут предприняты в данном направлении. Бизнес обозначил свое видение ситуации.

По информации Минэкономики, почти четверть ВВП Беларуси формируется предпринимателями. Бизнесом занимается треть занятого в экономике населения, которое формирует треть инвестиций и треть поступлений доходов в бюджет. Кроме того, 40% экспорта товаров и 52% услуг также за предпринимателями.

По словам первого вице-премьера Николая Снопкова, в Беларуси все создано для того, чтобы активно развивалось предпринимательство: инфраструктура, условия, налоговые режимы, механизмы, преференции. Правительство сейчас продолжает работу, чтобы «немножко изменить лицо предпринимательства в стране».

— Потому что, во-первых, 88% микроорганизаций – это [бизнесы количеством до] 15 человек. Это мало. Задача номер один – создать условия для масштабирования существующего бизнеса, — сказал Снопков.

— Кроме того, 41% микроорганизаций и 28% ИП расположены, зарегистрированы, работают в Минске. Поэтому задача номер два — региональное развитие предпринимательства.

В связи с тем, что в промышленности работает только 14% организаций и около 6% индивидуальных предпринимателей, задача номер три — стимулирование развития промышленного потенциала МСП.

Для переформатирования власти намерены способствовать упрощению перерегистрации ИП в юридические лица.

— Чувствительная тема, которая будоражила умы, — признал Снопков. — Но заверяю вас, что мы будем действовать в этом вопросе спокойно, последовательно, используя исключительно экономические механизмы. Так, чтобы было комфортно и без барьеров.

По его словам, на организации численностью до 50 человек распространится льгота и преференция, как у ИП, то есть упрощение делопроизводства, совмещение должности руководителя и главного бухгалтера.

— А самое главное, к завершению идет электронная платформа ведения бизнеса юридических лиц с численностью до 50 человек, что окончательно упростит учет, отчетность, налогообложение по соответствующим видам деятельности, — дополнил первый вице-премьер.

Кроме того, в стадии завершения находится внедрение специальных инвестиционных договоров, гарантирующих на протяжении определенного количества времени государственную закупку инновационных продуктов по новым проектам. Также ожидается закрепление стабилизационной оговорки в части налогового законодательства в инвестдоговорах.

Планируется возмещение затрат на инфраструктуру и капитальные расходы в инвестиционных проектах. «Это новация, которой раньше не было в нашей стране, мы надеемся, что это даст определенный импульс и стимул для развития проектов», — сказал Снопков.

Директор Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич обратила внимание на то, что условия хозяйствования за последние 3 года существенно изменились.

— Сначала пандемия, потом санкции закрыли доступ Беларуси к западным технологиям и частично к иностранным инвестициям. Произошел процесс перестройки белорусской экономики на рынки России, Китая и других дружественных и нейтральных стран. Действия государственных органов в регулировании бизнес-среды становятся более прагматичными. Это все происходит на фоне глобальных перемен в мировой экономике, связанных с изменением технологического уклада, в основе которого выступают нано- и биотехнологии, робототехника, искусственный интеллект, — сказала Тарасевич.

По ее словам, на этом фоне на передний план выходит инновационная активность МСП, его способность быстро адаптироваться к новым реалиям. «Во всем мире частный бизнес идет в авангарде технологических перемен. Надеюсь, в Беларуси это будет продолжаться», — отметила она.

Эксперт предложила «мотивировать бизнес зарабатывать и направлять прибыль на  реализацию инновационных проектов». Для этого требуется стимулирующая фискальная политика, основанная на поддержке инвестиций в инновации. Отдельные элементы уже имеются, но в дальнейшем требуются дополнительные механизмы, считает руководитель БСПН.

Жанна Тарасевич высказалась за «оперативный пересмотр подходов в сфере ценового регулирования». В его основе должен лежать принцип установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом субсидий и других мер государственной поддержки. Все это декларируется в Законе «О ценообразовании», принятом в 1999 году.

Тарасевич предложила расширить инструментарий господдержки сектора МСП, предусмотрев целевые субсидии, гранты или специальные льготные кредитные продукты, для цифровой трансформации бизнес-процессов. Это позволит ускорить формирование смарт-индустрии, умной промышленности, на новой технологической базе и современных организационных принципах управления. «Таким образом комплексно решится несколько задач: снизятся затраты, уменьшится материало- и энергоемкость производства, повысится качество продукции. В итоге это положительно скажется на конкурентоспособности экономики в целом», — считает она.

Директор БСПН ратует за «реальный доступ сектора малого и среднего предпринимательства к научно-техническим разработкам, созданным за бюджетные средства в области энергосбережения, новым материалам, био- и нанотехнологиям». «Очевидно, что частный бизнес, где стимулом выступает получение прибыли, сделает максимум возможного для их коммерциализации, и новая продукция не будет пылиться на полках», — сказала Тарасевич.

По ее словам, для МСП также важно, чтобы государство и общество видели в нем не только гонщика за прибылью, но и ответственного работодателя, налогоплательщика, инвестора, мецената и добросовестного субъекта хозяйствования, которыми большинство предпринимателей и являются.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/