Наталия Табала

юрист юридической компании "Экономические споры", судья третейского суда "Экономические споры"

ООО «ЮрСпектр» 08.09.2023 провело аудиториум ilex на тему «Эффективная судебная защита в спорах с маркетплейсами». Лектором выступила Табала Наталия Николаевна. Она подробно рассказала о том, что представляет собой маркетплейс, и коснулась важных моментов работы с ним. Кроме того, лектор привела примеры судебной практики споров с маркетплейсами.

1. Что представляет собой маркетплейс

Определение термина «маркетплейс» в законодательстве отсутствует. При этом на практике, говоря маркетплейс, принято подразумевать электронную или виртуальную торговую площадку, магазин онлайн-торговли и т.д.

По нашему мнению, маркетплейсы можно характеризовать как онлайн-площадки (сайты), где широкий (неограниченный) круг продавцов предлагают к продаже свои товары и услуги.

Маркетплейсы надо отличать от интернет-магазинов. Основным отличительным признаком одного от другого является то, что в интернет-магазине представлены товары одного продавца, а маркетплейс предлагает к продаже товары различных продавцов. При этом у данных продавцов могут отличаться цены на аналогичные товары, а также быть различными иные условия приобретения товаров. Можно сказать, что на маркетплейсе покупатель выбирает не только товар, но и продавца, у которого он непосредственно приобретет товар.

2. На что надо обратить внимание перед началом работы с маркетплейсом

Перед принятием решения о реализации товаров через маркетплейс надо подробно ознакомиться с порядком и условиями работы на выбранной площадке. Отметим, что условия работы площадок разные и могут существенно отличаться друг от друга.

Обычно маркетплейсы на своих сайтах размещают условия продажи товаров в виде оферты, которую может принять любой продавец (акцептовать). В то же время надо понимать, что оферта может содержать несколько вариантов условий и предлагать продавцу выбрать более подходящий ему. Например, при регистрации на площадке проставить галочки под выбранными условиями. Поэтому, для того чтобы избежать сложностей и проблем впоследствии, продавцам, которые решили продавать свои товары через маркетплейс, надо изначально подробно ознакомиться со всеми условиями и инструкциями.

Кроме того, целесообразно сделать расчет расходов (финансовый план), которые будут возникать при реализации товаров через маркетплейс. Это поможет организации понять, выгодно ей или нет продавать товары на данной площадке. Так, в частности, организации стоит учесть:

— расходы, связанные непосредственно с реализацией товаров. К таким расходам можно отнести вознаграждение (комиссию) за реализацию товаров на площадке и (или) стоимость услуг маркетплейса за предоставление доступа на площадку, а также стоимость услуг по упаковке, доставке, возврату товара и т.д. Данные расходы могут составлять от 3% до 15% от стоимости товара;

— расходы на логистику. В частности, некоторые маркетплейсы оказывают услуги по доставке товаров непосредственно покупателям. Однако для этого продавец обязан доставить товар в установленные маркетплейсом пункты (склады);

— расходы на продвижение товара. Как правило, за данную услугу маркетплейсы взимают плату. При этом иногда продавцу для получения экономической выгоды от реализации товара через маркетплейс надо реализовывать определенный его объем, и, следовательно, это может требовать его продвижения.

Отметим, что, как показывает практика, в большинстве случаев при начале любой деятельности все предусмотреть затруднительно. Поэтому при планировании работы с маркетплейсом целесообразно также учесть возможность возникновения непредвиденных расходов. Кроме того, продавцу целесообразно изначально определить, сможет ли он предоставлять скидки на товар, и их размер. Это, в частности, связано с тем, что на маркетплейсах большая конкуренция между продавцами. А для покупателей цена товара и скидка с нее — это критерии, которые часто становятся решающими при выборе продавца товара.

Только после указанных действий целесообразно принимать решение о начале продажи товаров через маркетплейс и регистрироваться на площадке.

3. На какие моменты договорных отношений с маркетплейсами надо обратить внимание

3.1. Вид договора с маркетплейсом

Как правило, правоотношения между маркетплейсом и продавцом носят посреднический характер. Если рассматривать законодательство Республики Беларусь, то обычно отношения между сторонами основываются на договоре комиссии (гл. 51 ГК). Что касается законодательства Российской Федерации, то оно предусматривает заключение таких договоров, как агентский, договор на оказание услуг (гл. 39, 49, 51 и 52 ГК РФ).

Далее было рассмотрено применение договора комиссии в работе с маркетплейсами более подробно (наиболее используемый вид договора). Так, в рамках данного договора (ч. 1 п. 1 ст. 880, ст. 881, 887, 888, 889 ГК):

1) комиссионер-маркетплейс:

обязан по поручению комитента-продавца за вознаграждение совершать сделки по реализации товара от своего имени, но за счет комитента;

обязан представить отчет об исполнении указанного поручения;

обязан передать все полученное по договору комитенту-продавцу;

обязан отвечать перед комитентом за утрату, порчу, повреждение находящегося у него имущества комитента-продавца;

вправе удержать причитающееся ему по договору комиссии вознаграждение из сумм, поступивших к нему от реализации товара комитента;

2) комитент-продавец обязан уплатить комиссионеру вознаграждение.

На основании всего сказанного Табала Наталия Николаевна еще раз подчеркнула, что перед заключением договора важно подробно ознакомиться с офертой маркетплейса, а также квалифицировать, какие правоотношения будут возникать между сторонами по каждой сделке (реализация товара, доставка товара, прием платы за товар и т.д.)

Кроме того, лектор обратила внимание, что маркетплейсы могут изменять в одностороннем порядке условия договора. Обычно в таких случаях они оговаривают, что с определенной даты действуют новые условия и согласие с ними — это, например, размещение товара на сайте маркетплейса. При этом согласно судебной практике такое изменение условий договора в одностороннем порядке не является злоупотреблением правом со стороны маркетплейса. Продавец обязан самостоятельно отслеживать все изменения в условиях договора с маркетплейсом. Все риски в ситуациях «не увидел», «не проследил», «забыл, с какой даты изменились условия» лежат исключительно на продавце.