Наталья Кондратенко

начальник главного управления налогообложения организаций
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь


ООО «ЮрСпектр» провело круглый стол «Особенности исчисления ресурсных налогов (налога на недвижимость, земельного налога, экологического налога), арендной платы за землю в 2023 г.».

Наталья Олеговна Кондратенко напомнила основные новшества 2023 г. в земельном налоге, отметила некоторые моменты предстоящих изменений с 01.01.2024 и ответила на вопросы участников.

В частности, лектор озвучила самые значительные изменения с 01.01.2023:

1) применение к ставке налога коэффициента 3 по земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения;

2) новый порядок исчисления и уплаты налога в связи с внедренным префайлингом.

Для отнесения земель к земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, должны быть выполнены 3 условия (абз. 8 — 10 п. 3 ст. 238 НК):

1) цель предоставления:

— земельные участки должны быть получены для строительства и (или) обслуживания капстроений. Ключевое слово — строительство. Если земля выделена только для обслуживания капстроения — она не относится к таким земельным участкам;

— целевое назначение ранее полученных земельных участков изменено на целевое назначение для строительства и (или) обслуживания капстроений;

2) истечение 3 лет:

— 3 года должны истечь с даты принятия решения о предоставлении земельного участка (если решение не принималось — с даты госрегистрации перехода права на землю);

— 3 года должны истечь с даты принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка;

— с даты уведомления о производстве строительно-монтажных работ (СМР).

Некоторые отдельные моменты применения коэффициента 3 содержатся в разъяснительном письме МНС, Минфина, Минстройархитектуры, Госкомимущества от 19.05.2023 N 2-2-15/01535/5-1-23/15822/10-1-30/6482/6-3/1. Например, земельный участок выделен 10 лет назад для строительства и обслуживания здания. Оно уже построено, введено в эксплуатацию и зарегистрировано. Через некоторое время на этом земельном участке планируется строительство иного капстроения. Цель, для которой выделялся земельный участок, уже выполнена. Поэтому, когда организация принимает решение построить новое капстроение, 3 года истекли и исходя из положений НК должен быть исчислен земельный налог с применением коэффициента 3. С 01.01.2024 в НК вводится норма: если строительство производится на ранее выделенном земельном участке, на котором все ранее построенные капстроения прошли государственную регистрацию, то дата, с которой начинается трехлетний период, определяется в соответствии с датой уведомления о производстве СМР;

3) невыполнение определенных условий в отношении капстроений, строительство которых предусмотрено на земельном участке:

— в течение 3 лет не зарегистрировано создание последнего из всех возводимых капстроений и (или) изменение капстроений в связи с вводом в эксплуатацию последней очереди строительства и (или) пускового комплекса, если они подлежат госрегистрации;

— в течение 3 лет не принято в эксплуатацию последнее из всех возводимых сооружений и (или) передаточных устройств (в том числе при строительстве с выделением очередей строительства и (или) пусковых комплексов), если госрегистрация объектов строительства не требуется.

Коэффициент 3 применяют к ставке при исчислении налога по всему земельному участку, в том числе при предоставлении земельных участков до 01.01.2023. Так, если на земельном участке находится несколько капстроений, но хотя бы одно капстроение не зарегистрировано (не введено в эксплуатацию) и земельный участок соответствует условиям для отнесения к земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, то земельный налог в трехкратном размере исчисляется не к части земли, на которой возводится объект, а в отношении всей площади участка.

Такое увеличение ставки применяют все организации, в том числе бюджетные (п. 1 ст. 237 НК).

Кроме того, применение коэффициента 3 распространяется и на земельные участки, которые не признаются объектами налогообложения, например на земельные участки религиозных организаций (п. 2 ст. 238 НК).

Установлено ограничение по использованию льгот по земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения. Так, освобождение по п. 1 ст. 239 НК не применяется. Если льготы установлены иными положениями НК (например, подп. 5.1 и 5.2 ст. 383 НК — для резидентов СЭЗ) и указами или декретами Президента, то право на освобождение таких земельных участков сохраняется при условии, что в этих законодательных актах прямо указано, что ограничение применения льгот на них не распространяется (подп. 2.3 и п. 2-1 ст. 239 НК). Например, резиденты индустриального парка «Великий камень», совместная компания, которые приобрели такой статус до 01.01.2023, согласно ч. 2 и 4 п. 115 Положения N 166 имеют право на льготу по земельным участкам, на которых отсутствуют капстроения, до 01.01.2027 (см. письмо МНС от 13.02.2023 N 2-3-20/00504 «О разъяснении»).

Далее Наталья Олеговна напомнила порядок исчисления и уплаты земельного налога, представления налоговой декларации и уведомлений о земельных участках.

По вопросу уплаты авансовых платежей в 2023 г. было рекомендовано разъяснительное письмо МНС от 14.03.2023 N 2-2-15/00805.

На 2024 г. планируется 4 авансовых платежа по земельному налогу, как и в 2023 г.

Лектор сообщила, что заканчивается загрузка сведений о земельных участках (их движение за I — III кварталы 2023 г.), которые были получены от землеустроительных служб местных исполкомов. В личный кабинет плательщика 15.11.2023 будет загружен список земельных участков, по которым налоговые органы исчислят земельный налог. Организациям рекомендуется изучить данные списки в целях обнаружения возможных ошибок.

Также лектор рассказала про перечень уведомлений о земельных участках, которые должны быть представлены и могут быть поданы плательщиками (за некоторым исключением) в инспекции МНС не позднее 01.12.2023 (п. 3 и 4 ст. 244 НК).

Формы уведомлений уже разработаны. В ближайшее время закончится их тестирование на корректность заполнения.

Далее приводим ответы на наиболее интересные вопросы.

Вопрос 1: Как заполнить строки 9 и 15 уведомлений о земельных участках согласно приложению 1 к постановлению N 14? Что нужно указать в поле «Номер квартала» в указанных строках уведомлений?

Ответ: Согласно порядку заполнения приложения 1 к постановлению N 14 (сноска 9) в строках 9 и 15 в поле «Номер квартала» отражаются соответственно порядковые номера кварталов, за которые исчисляется земельный налог, и порядковые номера кварталов, за которые применяется льгота. Исходя из организованного интерфейса (будет 4 окошка) нужно будет проставить галочки напротив нужных кварталов.

Например, земельный участок выделен организации в феврале 2023 г. Земельный налог уплачивается с II квартала. Льготу организация вправе применять в III квартале. В строке 9 проставляются галочки в отношении II, III, IV кварталов, в строке 15 — III квартала. Тогда земельный налог будет исчислен за кварталы, в которых организация являлась плательщиком.

Вопрос 2: Согласно решению облисполкома в июне 2023 г. был предоставлен земельный участок 1 площадью 0,1245 га в постоянное пользование. В июле 2023 г. согласно решению райисполкома был предоставлен земельный участок 1 площадью 0,2450 га в постоянное пользование, и в решении прописано, что земельный участок 1 общей площадью 0,3695 считать предоставленным в постоянное пользование. За III квартал 2023 г. земельный налог по данному земельному участку будет рассчитан исходя из площади 0,1245 га, а за IV квартал — уже исходя из решения райисполкома и площади 0,3695 га. С какой даты следует начинать отсчет трехлетнего периода: даты предоставления земельного участка облисполкомом или даты выделения участка райисполкомом?

Ответ: В данном случае отсчет трехлетнего периода для целей применения к ставке земельного налога повышающего коэффициента 3 начинается от даты принятия второго решения райисполкома о выделении земельного участка (0,3695 га).

Вопрос 3: По проекту НК-2024 планируется внести дополнения в  ч. 6 п. 2 ст. 244 НК (п. 118 ст. 1 проекта Закона). В частности, дополнить перечень случаев, когда независимо от получения от налогового органа предварительно заполненной декларации организации самостоятельно подают декларацию по земельному налогу. Так, с 01.01.2024 организациям нужно будет также представлять декларацию при наличии земельных участков, являющихся объектом обложения земельным налогом.

Как понимать данную корректировку?