Белорусский шинный рынок переживает трансформацию после ухода ряда западных брендов. На этом фоне крупнейший белорусский производитель «Белшина» ожидает усиления конкуренции со стороны китайских и российских компаний.

Доля «Белшины» составила за 8 месяцев 2023 года 34% от емкости белорусского рынка. В России по всем видам шин белорусский производитель занимает 5% от общего объема импорта, сообщил специалист по маркетингу предприятия Виталий Хизов.

Исторически «Белшина» является ключевым поставщиком покрышек для крупных промышленных предприятий МТЗ, «Гомсельмаш», МАЗ, БелАЗ, «Амкодор» и других. Бобруйский завод старается занять нишу и в массовом сегменте. «Белшина» делает акцент на развитии розничных продаж в Беларуси через автозаправочные станции «Белоруснефти». На сегодня открыто более 100 совместных шинных центров. Впрочем, не во всех популярных местах продаж можно найти «Белшину». Продавцы говорят, что в высокий сезон спроса белорусский шинный комбинат больше продает популярные типоразмеры легковых шин в Россию, поэтому на белорусском рынке возникают перебои.

Основным соперником бобруйское предприятие называет китайских производителей. Они не чураются прибегать к демпингу, чтобы занять долю рынка, пояснил представитель «Белшины». В 2015 году производители из России и Беларуси пожаловались в Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), которая провела расследование. Как итог — уже вторую пятилетку действуют антидемпинговые пошлины в размере 14,79-35,35% от таможенной стоимости в отношении грузовых шин из КНР.

В 2023 году ЕЭК пошла дальше. Распространила действие пошлин на ходовые колеса, поставляемые в сборе (комплекте) из Китая.

Эксперты прогнозируют дальнейший рост насыщенности рынка шинами азиатских производителей. Уже активизировались компании из КНР, Кореи и Японии. Они занимают освобождающиеся ниши.

В 2022 году деятельность заводов западных брендов Michelin, Continental, Nokian в РФ была приостановлена. В этом году их собственниками стал российский бизнес.

Калужский завод Continental перешел в структуру «Кордианта». Выпуск привычного ассортимента продолжался в течение 2023 года, сформированные запасы будут реализованы в течение одного-двух сезонов. Но в рамках сделки перешел только бренд Gislaved.

«Татнефть» купила российскую «дочку» Nokian и сменила название на Ikon. Вместе со сменой собственников на шинных заводах в России изменились и технологии производства по части компаунда покрышек — в оригинальный состав резиновых смесей внесены коррективы.

Несмотря на уход европейских и американских производителей с рынка, в «Белшине» для себя видят увеличение конкуренции и в этой части. Дело в том, что если ранее российские заводы западных корпораций половину продукции отправляли на экспорт в страны дальнего зарубежья, то в данный момент весь сбыт будет сконцентрирован на территории России, Евразийского экономического союза, ряда стран СНГ, пояснил представитель «Белшины».

Белорусский рынок уже недосчитался продукции американской Goodyear и ее словенской «дочки» Sava, польской Kormoran (дочернее предприятие Michelin), японской Dunlop, сербской Tigar. При этом недостатка в шинах на Беларуси нет. Продолжается реализация резины из запасов 2022 года, которые не были востребованы в прошлом сезоне, и действует параллельный импорт. Поэтому на рынке есть в продаже известные западные марки покрышек. Другое дело, что они подорожали. Большинство шин закупается за твердую валюту. Если год назад доллар стоил 2,5 белорусского рубля, то сейчас — 3,2.

Что касается цен на «Белшину», то на конечной стоимости продукта сказывается импортное сырье и логистика поставок.  Но Виталий Хизов заверил, что резкого подъема цен в ближайшее время не ожидается.

— Цены мы стараемся придерживать, но опять же многое будет зависеть от себестоимости шины, потому что цены на сырье не стоят на месте, а растут. Если синтетический каучук и технический углерод закупаем в России, то натуральный каучук берем в дальнем зарубежье, в том же Вьетнаме, – сказал он.

Белорусские потребители ранее часто присматривали обувь для своих автомобилей в Польше или Литве. Однако на фоне очередей на границах и действия таможенных ограничений теперь это направление стало менее популярным. Можно выиграть только от покупки покрышек премиальных марок, которые не производятся в России.

Источник фото в статье https://ru.freepik.com/