С 01.01.2025 вступает в силу постановление Нацбанка от 02.04.2024 N 104 «О форме отчетности 2210 «Информация о предстоящих платежах и поступлениях по уплате основной суммы долга и процентов по внешним долговым обязательствам и долговым требованиям к нерезидентам» (далее — постановление N 104), которым утверждается новая форма отчетности 2210, а также Инструкция, определяющая порядок ее составления и представления в Нацбанк (далее — Инструкция N 104).
До 01.01.2025 форму отчетности 2210 банки и НКФО (далее — банки) составляют в соответствии с порядком, установленным постановлением N 27, который с принятием Инструкции N 104 утратит силу (п. 3 и 4 постановления N 104).
Рассмотрим, что нужно учесть банкам при составлении формы отчетности 2210 с принятием постановления N 104.
1. Изменения в терминологии
В связи с переходом с 01.01.2025 банковской системы на ведение учета в соответствии с МСФО уточнены значения терминов, используемых в Инструкции N 104 (п. 2):
долговые обязательства — совокупность обязательств банка перед нерезидентами в виде привлеченных кредитов, займов, вкладов (депозитов), иных обязательств, за исключением производных инструментов, инструментов хеджирования и долевых инструментов;
долговые требования — совокупность требований банка к нерезидентам в виде наличных денежных средств в иностранной валюте, предоставленных кредитов, займов, размещенных вкладов (депозитов), ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, иных требований, за исключением производных инструментов, инструментов хеджирования и долевых инструментов.
При этом термины «производный инструмент», «инструмент хеджирования» будут использоваться в значениях, определенных МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», а термин «долевой инструмент» будет использоваться в значении, определенном МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление».
2. Классификация информации для отчетности
В соответствии с установленной формой отчетности 2210 информацию о суммах предстоящих платежей банкам необходимо представлять в разрезе определенных параметров, по которым установлена классификация информации для целей составления отчетности (п. 6, подп. 6.1 — 6.8 Инструкции N 104).
Для наглядности представим эту классификацию в таблице.
Таблица
Параметр | Значение параметра |
Номер балансового счета IV порядка | Указываются балансовые счета в соответствии с Планом счетов N 126 (п. 5 Инструкции N 104) |
Характеристика балансового счета | Активные счета и активно-пассивные счета с активным остатком |
Пассивные счета и активно-пассивные счета с пассивным остатком | |
Вид предстоящих платежей | Предстоящие платежи по основной сумме долга |
Предстоящие платежи по процентам | |
Цифровой код страны кредитора (должника) | Определяется в соответствии с классификатором ОКРБ 017-99 «Страны мира» (подп. 7.2 Инструкции N 104) |
Цифровой код валюты | Определяется в соответствии с классификатором ОКРБ 016-99 «Валюты» (подп. 7.1 Инструкции N 104) |
Первоначальный срок погашения долговых обязательств (долговых требований) | На 1 год и менее |
Более 1 года | |
Срок предстоящих платежей по основной сумме долга и процентам по долговым обязательствам и долговым требованиям | Срок не установлен |
До 30 дней (включительно) | |
От 31 дня до 90 дней (включительно) | |
От 91 дня до 180 дней (включительно) | |
От 181 дня до 270 дней (включительно) | |
От 271 дня до 1 года (включительно) | |
От 1 года до 18 месяцев (включительно) | |
От 18 месяцев до 2 лет (включительно) | |
От 2 лет до 5 лет (включительно) | |
Более 5 лет | |
Вид задолженности | Задолженность по основной сумме долга и процентам |
Просроченная задолженность по основной сумме долга и процентам |
3. Особенности формирования информации
По сравнению с действующим порядком дополнительно определены некоторые особенности формирования информации при составлении формы отчетности 2210. Так, банкам необходимо будет учесть следующее (подп. 7.4, 7.7, 7.8 Инструкции N 104):
— при представлении информации о суммах предстоящих платежей по основной сумме долга и процентам по долговым требованиям или долговым обязательствам, выраженным в драгметаллах, информацию необходимо отражать в белорусских рублях;
— для целей составления отчетности под просроченной задолженностью следует понимать задолженность (по основному долгу и процентам), которая не уплачена в срок, установленный договором;
— задолженность по дивидендам, не уплаченную в срок, установленный договором, необходимо классифицировать как долговое требование и отразить в отчетности.
4. Направление отчетности в Нацбанк
Сроки представления отчетности в Нацбанк не изменились. Как и ранее отчетность необходимо формировать по состоянию на 1-е число квартала (1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября) и представлять не позднее 13-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом через документальный информационный портал Нацбанка или систему передачи финансовой информации (п. 3, 9 Инструкции N 104).
Следует отметить, что в отличие от постановления N 27 постановление N 104 не содержит формат текстового файла, в виде которого форма отчетности 2210 передается в Нацбанк. Установлено, что банки будут представлять отчетность с применением информационной технологии, разработанной и направляемой Нацбанком в банки. Информационная технология будет содержать регламент, формат, параметры и алгоритмы контроля представления информации, а также способы информационного взаимодействия (п. 8 Инструкции N 104).
Обратите внимание!
Новый порядок представления формы отчетности 2210 нужно будет применять при формировании отчетности по состоянию на 01.04.2025 и последующие отчетные даты (п. 4 постановления N 104).
5. Контроль переданной информации
Передаваемый в Нацбанк текстовый файл по форме отчетности 2210 будет проходить автоматизированный входной контроль, по результатам которого в банк будет направляться одно из следующих уведомлений (п. 10 Инструкции N 104):
— протокол о приеме текстового файла (положительный ответ);
— протокол с описанием выявленных ошибок. В этом случае банку нужно внести исправления и повторно направить в Нацбанк текстовый файл, присвоив ему очередной номер версии;
— протокол с описанием выявленных несоответствий. В этом случае банку нужно проанализировать выявленные несоответствия и уведомить Нацбанк о достоверности представленной информации либо внести исправления и повторно представить текстовый файл в Нацбанк в установленные сроки, присвоив текстовому файлу очередной номер версии.
Если банк обнаружит ошибки в принятом Нацбанком текстовом файле после окончания срока его представления, то в этом случае банку необходимо в письменной форме проинформировать Нацбанк о причинах корректировки отчетности и мерах, принятых для недопущения ошибок в будущем, и направить откорректированный файл с присвоением ему очередного номера версии (п. 11 Инструкции N 104).
Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex