С 01.01.2025 вступает в силу постановление Нацбанка от 02.04.2024 N 104 «О форме отчетности 2210 «Информация о предстоящих платежах и поступлениях по уплате основной суммы долга и процентов по внешним долговым обязательствам и долговым требованиям к нерезидентам» (далее — постановление N 104), которым утверждается новая форма отчетности 2210, а также Инструкция, определяющая порядок ее составления и представления в Нацбанк (далее — Инструкция N 104).

До 01.01.2025 форму отчетности 2210 банки и НКФО (далее — банки) составляют в соответствии с порядком, установленным постановлением N 27, который с принятием Инструкции N 104 утратит силу (п. 3 и 4 постановления N 104).

Рассмотрим, что нужно учесть банкам при составлении формы отчетности 2210 с принятием постановления N 104.

1. Изменения в терминологии

В связи с переходом с 01.01.2025 банковской системы на ведение учета в соответствии с МСФО уточнены значения терминов, используемых в Инструкции N 104 (п. 2):

долговые обязательства — совокупность обязательств банка перед нерезидентами в виде привлеченных кредитов, займов, вкладов (депозитов), иных обязательств, за исключением производных инструментов, инструментов хеджирования и долевых инструментов;

долговые требования — совокупность требований банка к нерезидентам в виде наличных денежных средств в иностранной валюте, предоставленных кредитов, займов, размещенных вкладов (депозитов), ценных бумаг, эмитированных нерезидентами, иных требований, за исключением производных инструментов, инструментов хеджирования и долевых инструментов.

При этом термины «производный инструмент», «инструмент хеджирования» будут использоваться в значениях, определенных МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», а термин «долевой инструмент» будет использоваться в значении, определенном МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление».

2. Классификация информации для отчетности

В соответствии с установленной формой отчетности 2210 информацию о суммах предстоящих платежей банкам необходимо представлять в разрезе определенных параметров, по которым установлена классификация информации для целей составления отчетности (п. 6, подп. 6.1 — 6.8 Инструкции N 104).

Для наглядности представим эту классификацию в таблице.

Таблица

Параметр Значение параметра
Номер балансового счета IV порядка Указываются балансовые счета в соответствии с Планом счетов N 126 (п. 5 Инструкции N 104)
Характеристика балансового счета Активные счета и активно-пассивные счета с активным остатком
Пассивные счета и активно-пассивные счета с пассивным остатком
Вид предстоящих платежей Предстоящие платежи по основной сумме долга
Предстоящие платежи по процентам
Цифровой код страны кредитора (должника) Определяется в соответствии с классификатором ОКРБ 017-99 «Страны мира» (подп. 7.2 Инструкции N 104)
Цифровой код валюты Определяется в соответствии с классификатором ОКРБ 016-99 «Валюты» (подп. 7.1 Инструкции N 104)
Первоначальный срок погашения долговых обязательств (долговых требований) На 1 год и менее
Более 1 года
Срок предстоящих платежей по основной сумме долга и процентам по долговым обязательствам и долговым требованиям Срок не установлен
До 30 дней (включительно)
От 31 дня до 90 дней (включительно)
От 91 дня до 180 дней (включительно)
От 181 дня до 270 дней (включительно)
От 271 дня до 1 года (включительно)
От 1 года до 18 месяцев (включительно)
От 18 месяцев до 2 лет (включительно)
От 2 лет до 5 лет (включительно)
Более 5 лет
Вид задолженности Задолженность по основной сумме долга и процентам
Просроченная задолженность по основной сумме долга и процентам

3. Особенности формирования информации

По сравнению с действующим порядком дополнительно определены некоторые особенности формирования информации при составлении формы отчетности 2210. Так, банкам необходимо будет учесть следующее (подп. 7.4, 7.7, 7.8 Инструкции N 104):

— при представлении информации о суммах предстоящих платежей по основной сумме долга и процентам по долговым требованиям или долговым обязательствам, выраженным в драгметаллах, информацию необходимо отражать в белорусских рублях;

— для целей составления отчетности под просроченной задолженностью следует понимать задолженность (по основному долгу и процентам), которая не уплачена в срок, установленный договором;

задолженность по дивидендам, не уплаченную в срок, установленный договором, необходимо классифицировать как долговое требование и отразить в отчетности.

4. Направление отчетности в Нацбанк

Сроки представления отчетности в Нацбанк не изменились. Как и ранее отчетность необходимо формировать по состоянию на 1-е число квартала (1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября) и представлять не позднее 13-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом через документальный информационный портал Нацбанка или систему передачи финансовой информации (п. 3, 9 Инструкции N 104).

Следует отметить, что в отличие от постановления N 27 постановление N 104 не содержит формат текстового файла, в виде которого форма отчетности 2210 передается в Нацбанк. Установлено, что банки будут представлять отчетность с применением информационной технологии, разработанной и направляемой Нацбанком в банки. Информационная технология будет содержать регламент, формат, параметры и алгоритмы контроля представления информации, а также способы информационного взаимодействия (п. 8 Инструкции N 104).

Обратите внимание!
Новый порядок представления формы отчетности 2210 нужно будет применять при формировании отчетности по состоянию на 01.04.2025 и последующие отчетные даты (п. 4 постановления N 104).

5. Контроль переданной информации

Передаваемый в Нацбанк текстовый файл по форме отчетности 2210 будет проходить автоматизированный входной контроль, по результатам которого в банк будет направляться одно из следующих уведомлений (п. 10 Инструкции N 104):

— протокол о приеме текстового файла (положительный ответ);

— протокол с описанием выявленных ошибок. В этом случае банку нужно внести исправления и повторно направить в Нацбанк текстовый файл, присвоив ему очередной номер версии;

— протокол с описанием выявленных несоответствий. В этом случае банку нужно проанализировать выявленные несоответствия и уведомить Нацбанк о достоверности представленной информации либо внести исправления и повторно представить текстовый файл в Нацбанк в установленные сроки, присвоив текстовому файлу очередной номер версии.

Если банк обнаружит ошибки в принятом Нацбанком текстовом файле после окончания срока его представления, то в этом случае банку необходимо в письменной форме проинформировать Нацбанк о причинах корректировки отчетности и мерах, принятых для недопущения ошибок в будущем, и направить откорректированный файл с присвоением ему очередного номера версии (п. 11 Инструкции N 104).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex