Законом от 31.01.2024 N 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон N 354-З) предусмотрены существенные изменения в сфере госзакупок. Закон N 354-З вступает в силу в три этапа: часть положений — после официального опубликования, иные — через три и шесть месяцев после официального опубликования. Рассмотрим ближайшие изменения.

1. Уточнена сфера действия Закона о госзакупках

Закон о госзакупках продолжает регулировать отношения, которые возникают в связи с осуществлением госзакупок, включая планирование госзакупок, выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), и отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора (ст. 2 Закона о госзакупках в старой редакции, абз. 3 п. 2 ст. 1 Закона N 354-З).

Дополнено, что законодательными актами или постановлениями Совмина могут (абз. 4 — 6 п. 2 ст. 1 Закона N 354-З):

— устанавливаться случаи, когда необходимо осуществлять закупки товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном законодательством о госзакупках, независимо от источника финансирования;

— определяться источники финансирования, за счет которых закупки товаров (работ, услуг) осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством о госзакупках.

Примечание
Такие случаи были и до вступления в силу Закона N 354-З. Так, при необходимости приобретения товаров (работ, услуг) для строительства (реконструкции, модернизации) объектов за счет средств, поступающих на специальный счет ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов», такое приобретение осуществляется в порядке, установленном законодательством о госзакупках (п. 4 Положения N 388). При этом приобретение товаров (работ, услуг) также включает закупки товаров при строительстве, проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству, осуществляемые генеральной подрядной организацией или генеральной проектной организацией (подстрочное примечание <*> к п. 4 Положения N 388).

Установлено, что действие Закона о госзакупках не распространяется (абз. 7 — 13 п. 2 ст. 1 Закона N 354-З):

1) на осуществление административных процедур;

2) на отношения, связанные с принудительным изъятием имущества в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь, ее экономической стабильности, защиты прав и законных интересов белорусских юр- и (или) физлиц, интересов общества и государства, которые регулируются законом;

3) на заключение договоров аренды:

— капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, относящихся к основным средствам, машин, оборудования, транспортных средств, иного движимого имущества. Обязательное условие — перечисленное движимое и недвижимое имущество должно находиться в госсобственности или собственности хозобществ, более 50% акций (долей в уставных фондах) которых принадлежит государству;

— капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей для осуществления оперативно-розыскной деятельности, обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;

— земельных участков;

— имущества, находящегося за рубежом.

Обратите внимание!
На заключение иных договоров аренды, помимо перечисленных выше, обязательства заказчика по которым исполняются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, распространяется действие законодательства о госзакупках (ч. 2 ст. 3 Закона N 354-З).
Не допускается без проведения процедуры госзакупки продлевать на новый срок договор аренды имущества, обязательства заказчика по которому исполняются полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов и который был заключен до официального опубликования Закона N 354-З. Исключения: договоры аренды имущества, перечисленные выше, а также договоры финансовой аренды (лизинга) (ч. 3 ст. 3 Закона N 354-З).

В исключительных случаях с учетом международных договоров Президент Республики Беларусь может определять (абз. 14 п. 2 ст. 1 Закона N 354-З):

— сферы отношений и (или) случаи осуществления госзакупок, на которые не распространяются действие Закона о госзакупках или отдельные его требования;

— особенности проведения процедуры закупки из одного источника.

2. Дополнено, какие сведения не нужно размещать в открытом доступе

Ранее в ГИАС не допускалось размещать сведения о госзакупках, которые составляют госсекреты (ч. 2 п. 3 ст. 6 Закона о госзакупках в старой редакции). Сейчас запрет распространяется также на сведения о госзакупках, относящиеся к служебной информации ограниченного распространения. Такие сведения запрещено размещать как в ГИАС, так и на ЭТП (абз. 7, 8 п. 4 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
К служебной информации ограниченного распространения относятся сведения, касающиеся деятельности госоргана, юрлица, распространение и (или) предоставление которых могут причинить вред национальной безопасности Республики Беларусь, общественному порядку, нравственности, правам, свободам и законным интересам физлиц, в том числе их чести и достоинству, частной и семейной жизни, а также правам и законным интересам юрлиц и которые не отнесены к госсекретам (ч. 1 ст. 18-1 Закона об информации, информатизации и защите информации).

3. Расширены полномочия Совмина в сфере госзакупок

Правительство будет определять порядок создания, функционирования и использования каталога товаров (работ, услуг) для целей осуществления госзакупок (абз. 16 п. 5 ст. 1 Закона N 354-З). Например, такой каталог существует в РФ. Его формируют и ведут уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Он размещен на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (п. 3 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145).

4. Установлены новые обязанности для заказчика и членов комиссии

Как и ранее, действуют ограничения в отношении лиц, которые не могут быть членами комиссии по госзакупкам. Это (ч. 1 п. 3 ст. 14 Закона о госзакупках в старой и новой редакции):

— физлица, лично заинтересованные в результате процедуры закупки, в том числе физлица, представившие предложения;

— работники участников;

— физлица, на которых способны оказывать влияние участники, в том числе физлица, которые являются учредителями (участниками), собственниками имущества, членами органов управления или кредиторами участников;

— должностные лица госорганов, уполномоченных Законом о госзакупках и иными законодательными актами на осуществление контроля (надзора) в сфере госзакупок, непосредственно осуществляющие контроль (надзор) в этой сфере.

Сейчас, если возникают перечисленные выше обстоятельства, член комиссии обязан незамедлительно сообщить об этом заказчику (организатору). В свою очередь заказчик (организатор), если выявит в составе комиссии физлиц, которые не могут быть ее членами, обязан незамедлительно исключить их из состава комиссии (п. 9 ст. 1 Закона N 354-З).

5. Скорректированы требования к участникам

К участникам процедур закупок из одного источника, которые осуществляют в соответствии с п. 1, 4, 11, 12 приложения к Закону о госзакупках, не нужно предъявлять никаких требований. Соответственно, в этих случаях от участников не нужно требовать заявлений в подтверждение соответствия требованиям (абз. 2, 3 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З). Ранее Закон о госзакупках не предусматривал исключений в этой части.

Появляются исключения в отношении требования о том, что юр- или физлицо, в том числе ИП, работник (работники) таких юрлица или ИП не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры госзакупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету госзакупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений. Так, данное требование не распространяется на (абз. 11 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З):

— юрлиц и ИП — разработчиков проектной документации при приобретении работ (услуг) для строительства объекта на основании этой проектной документации;

— юрлиц и ИП, которые консультировали и (или) участвовали в разработке технического паспорта мероприятия в сфере цифрового развития и (или) технического задания на создание государственных цифровых платформ и государственных информационных систем, предусмотренных в рамках такого мероприятия, при приобретении работ (услуг) по реализации этого мероприятия.

Уточняются формулировки требований, которые касаются:

— наличия у участников исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Так, в новой редакции требование звучит следующим образом: «юр- или физлицо, в том числе ИП, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает исключительные права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности» (абз. 14 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З);

— наличия у участников правомочий на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг). Требование будет следующим: «юр- или физлицо, в том числе ИП, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания в случае поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием товарных знаков и (или) знаков обслуживания (абз. 15 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

Формулировка требования, предусмотренного абз. 11 п. 2 ст. 16 Закона о госзакупках в старой редакции, скорректирована следующим образом: в отношении юрлица и ИП не должно быть возбуждено производство по делу о банкротстве (абз. 12, 13 п. 11 ст. 1 Закона N 354-З).

6. Список недобросовестных поставщиков будут вести по-новому

Помимо заказчиков (организаторов) информацию о юр- или физлице, в том числе ИП, которое подлежит включению в список, смогут направлять в МАРТ контролирующие (надзорные) и (или) правоохранительные органы, а также суды (абз. 6 п. 13 ст. 1 Закона N 354-З).

Оснований, при наличии которых не включат в список, станет больше. Ранее Закон о госзакупках предусматривал одно такое основание: если юрлицо определили поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в результате проведения процедуры закупки из одного источника в соответствии с п. 1, 4 приложения к Закону о госзакупках (ч. 3 п. 1 ст. 17 Закона о госзакупках в старой редакции). Помимо этого основания в список не включат (абз. 7 — 11 п. 13 ст. 1 Закона N 354-З):

— если уклонение от заключения договора, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора вызваны обстоятельствами непреодолимой силы, которые засвидетельствовала БелТПП в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является юр- или физлицо, в том числе ИП;

Примечание
Ранее в список не включали, если договор расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (абз. 2 ч. 2 п. 13 Указа N 143). Сейчас данное основание для невключения в список будут применять и в случае уклонения от заключения договора.

— если юр- или физлицо, в том числе ИП, находится в списке на последний день срока, установленного МАРТ для принятия решения о включении юр- или физлица, в том числе ИП, в список;

— в случаях, установленных законодательными актами. Например, сейчас такие случаи установлены ч. 2 п. 13 Указа N 143. Они действуют с 26.04.2020 и до особого решения Президента Республики Беларусь (ч. 2 п. 27, ч. 1 п. 28 Указа N 143).

7. Уточнен порядок выбора вида процедуры закупки

Уточнены нормы, касающиеся выбора вида процедуры закупки, в том числе с учетом разъяснений МАРТ, изложенных в письме N 14-01-10/1598 К.

Так, Законом N 354-3 установлено, что вид процедуры госзакупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности в однородных товарах (работах, услугах), в том числе по объекту строительства, указанной в годовом плане госзакупок, с учетом требований ст. 18, ч. 2 п. 1 и п. 4 ст. 31, ч. 1 п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38, п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 49 и п. 1 ст. 50 Закона о госзакупках (абз. 3, 4 п. 14 ст. 1 Закона N 354-З).

 Примечание
Термин «ориентировочная стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах)» останется в новой редакции Закона о госзакупках. Под ним будут понимать предполагаемую стоимость потребности в однородных товарах (работах, услугах) на финансовый год (абз. 6, 7 п. 1 ст. 1 Закона N 354-З). Норма, в которой изложено определение, вступит в силу через три месяца после официального опубликования (абз. 2 ст. 4 Закона N 354-З).
Появляется понятие «ориентировочная стоимость общей потребности в однородных товарах (работах, услугах)». Это предполагаемая стоимость потребности в однородных товарах (работах, услугах) на срок осуществления закупки, превышающий финансовый год (абз. 8, 9 п. 1 ст. 1 Закона N 354-З).

В случае объединения в предмете госзакупки или его части (лоте) неоднородных товаров (работ, услуг) вид процедуры госзакупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой (общей) потребности во всех закупаемых совместно однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане госзакупок, с учетом требований ст. 18, ч. 2 п. 1 и п. 4 ст. 31, ч. 1 п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38, п. 2 ст. 45, п. 2 ст. 49 и п. 1 ст. 50 Закона о госзакупках (абз. 5, 6 п. 14 ст. Закона N 354-З).

Пример
Заказчик объединил в одном предмете закупки следующие неоднородные товары: марки почтовые с кодом ОКРБ 007-2012 18.12.11.100 и конверты с кодом ОКРБ 007-2012 17.23.12.300.
Для выбора вида процедуры закупки заказчику необходимо суммировать ориентировочную стоимость всех товаров, которые указаны в годовом плане закупок и относятся как к подвиду 18.12.11.10, так и к подвиду 17.23.12.30.

Кроме того, при выборе вида процедуры закупки следует учитывать, что появились новые основания для проведения открытого (закрытого) конкурса. Установлено, что независимо от наличия основания для проведения иных видов процедур госзакупок открытый (закрытый) конкурс можно проводить в случаях госзакупки (п. 27 ст. 1 Закона N 354-З, ч. 2 п. 1 ст. 37 Закона о госзакупках):

— работ, услуг для строительства объектов;

— работ, услуг по созданию объектов авторского права и смежных прав;

— работ, услуг по организации и проведению культурных мероприятий;

— иных работ, услуг в сфере науки, культуры и цифрового развития.

8. Изменен порядок формирования и ведения годового плана закупок

Уточнено, что планирование госзакупок осуществляют путем формирования, включая утверждение, и ведения годового плана закупок в порядке, который установит заказчик с учетом требований Закона о госзакупках (абз. 2 — 4 п. 15 ст. 1 Закона N 354-З).

Годовой план госзакупок формируют ежегодно (абз. 9, 10 п. 15 ст. 1 Закона N 354-З).

Сформированный годовой план закупок, изменения и (или) дополнения в него необходимо размещать на ЭТП. Исключение — сведения, составляющие госсекреты или относящиеся к служебной информации ограниченного распространения (абз. 11, 12 п. 15 ст. 1 Закона N 354-З).

По общему правилу годовой план госзакупок, размещенный в ГИАС, является основанием для проведения процедур госзакупок. Исключений из данной нормы стало больше. Так, не нужно размещать в ГИАС годовой план закупок, чтобы начать проводить (абз. 14 п. 15 ст. 1 Закона N 354-З):

— процедуры закупок, сведения о которых составляют госсекреты или относятся к служебной информации ограниченного распространения. Основанием для проведения таких процедур закупок будет являться сформированный годовой план закупок;

— процедуры закупок из одного источника в соответствии с п. 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22 — 23-1, 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону о госзакупках. Товары (работы, услуги), перечисленные в данных пунктах, касаются военной сферы, госбезопасности, внешней политики, выборов и референдумов, деятельности загранучреждений и др. Заказчики получат право не включать их в годовой план закупок (абз. 6, 7 п. 15 ст. 1 Закона N 354-З);

— процедуры закупок из одного источника в соответствии с п. 5 приложения к Закону о госзакупках. В данном случае сведения о приобретении товаров (работ, услуг) допускается разместить в годовом плане закупок в ГИАС не до начала процедуры закупки, а до опубликования справки о проведении процедуры закупки из одного источника (ч. 8 письма МАРТ N 14-01-06/1745 К).

9. Скорректированы правила описания предмета закупки

Запрет на объединение в предмете закупки или его части (лоте) товаров (работ, услуг), установленный ч. 1 п. 3 ст. 21 Закона о госзакупках, не распространяется на случаи, когда по результатам процедуры закупки заключают договор жизненного цикла (абз. 2, 3 п. 16 ст. 1 Закона N 354-З).

Уточнено, что правилами описания предмета закупки, изложенными в п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках, заказчик должен руководствоваться не только при проведении конкурентных процедур закупок, но и при проведении процедуры закупки из одного источника (абз. 4, 5 п. 16 ст. 1 Закона N 354-З).

Разрешено включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), страны происхождения товаров (работ, услуг) и при этом не включать в описание предмета закупки слова «или аналог«, если приобретаются лекарственные средства, медизделия и лечебное питание для пациентов, которые имеют медицинские показания (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), установленные по результатам заключений врачебных консилиумов и медико-генетических заключений (абз. 8 п. 16 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
Аналогичная норма действовала и до 04.02.2024 — она предусмотрена ч. 1 подп. 1.8 п. 1 постановления N 869. Сейчас, когда эта норма появилась в Законе о госзакупках, правительству не потребуется периодически регулировать данный вопрос посредством принятия постановлений.

Заказчику не нужно больше устанавливать требования к гарантийным обязательствам при описании предмета закупки во всех случаях — такие требования можно установить только при необходимости. Кроме того, уточнено, что заказчик должен установить в документах, предоставляемых для подготовки предложения, требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика товаров и сроку действия гарантии, если он закупает не любые новые товары, а только те, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (абз. 8 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках, абз. 10, 11 п. 16 ст. 1 Закона N 354-З).

10. Установлены особенности проведения электронного аукциона

Увеличился с 3000 БВ до 5000 БВ порог стоимости предмета закупки, который влияет на сроки проведения электронного аукциона.

Так, срок для подготовки и подачи предложений на электронный аукцион составляет (абз. 1, 3 п. 18 ст. 1 Закона N 354-З):

— не менее 15 календарных дней со дня размещения аукционных документов на ЭТП;

— не менее 10 календарных дней со дня размещения аукционных документов на ЭТП, если ориентировочная стоимость предмета закупки не будет превышать 5000 БВ.

В случае проведения повторного электронного аукциона срок составляет (абз. 1, 3 п. 18 ст. 1 Закона N 354-З):

— не менее 10 календарных дней со дня размещения аукционных документов на ЭТП;

— не менее 5 рабочих дней со дня размещения аукционных документов на ЭТП, если ориентировочная стоимость предмета закупки не превысит 5000 БВ.

Снят запрет на то, чтобы участник себя идентифицировал в первом разделе предложения, поданного на электронный аукцион, а также при ответе на запрос комиссии на разъяснение первых разделов предложения (абз. 3, 4 п. 38 ст. 1 Закона N 354-З).

11. Уточнен состав предложений участников

Определено, что, если предметом закупки являются товары, предложение должно содержать указание на товарный знак и географическое название только при наличии таковых (абз. 7, 8 п. 30 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
В предложении участник может указать, что товарный знак или географическое название в отношении предлагаемого товара отсутствуют.

Вместо наименования места происхождения товара необходимо указывать страну происхождения товара (абз. 7, 9 п. 30, абз. 4, 5 п. 37, абз. 9 п. 42 ст. 1 Закона N 354-З).

12. Изменения коснулись правил заключения, изменения и расторжения договоров

12.1. Появилась возможность заключать договоры жизненного цикла

При приобретении медтехники, а также иных товаров, работ, перечень которых определит Совмин, можно заключать договор жизненного цикла (абз. 8, 9 п. 19 ст. 1 Закона N 354-З).

Договор жизненного цикла — договор, предметом которого являются приобретение товара или работы, последующие обслуживание, ремонт и (или) эксплуатация в течение срока службы и (или) утилизация приобретенного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (абз. 4 п. 1 ст. 1 Закона N 354-З).

В такой договор необходимо включать следующие условия (абз. 8, 9 п. 19 ст. 1 Закона N 354-З):

— о стоимости товара или работы;

— о стоимости последующего обслуживания, ремонта и (или) эксплуатации в течение срока службы и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта;

— об обеспечении исполнения обязательств по договору.

Примечание
Чтобы заключить договор жизненного цикла, необходимо провести конкурс или процедуру закупки из одного источника, так как проводить электронный аукцион, процедуру запроса ценовых предложений и биржевые торги для таких целей не допускается (п. 34, абз. 1, 3 п. 40, абз. 1, 2 п. 45 ст. 1 Закона N 354-З).

12.2. Разрешено заключать некоторые договоры сроком более чем на один год

Ранее заключать договор на необходимый срок, который мог превышать календарный год, можно было только в случае, если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составлял более календарного года (п. 3 ст. 24 Закона о госзакупках в старой редакции).

Сейчас, помимо этого случая, разрешено заключать следующие договоры сроком более чем на один год (абз. 6, 7 п. 19 ст. 1 Закона N 354-З):

— договоры жизненного цикла;

— договоры по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с п. 1, 4, 8, 11, 12, 21, 29, 38, 42, 45 и 60 (в части банковских услуг) приложения к Закону о госзакупках;

— договоры на оказание депозитарных услуг;

— договоры на оказание услуг электросвязи;

— договоры на оказание услуг по предоставлению в пользование каналов связи;

— договоры на оказание услуг по эксплуатации информационных систем (услуг операторов информационных систем);

— договоры на оказание услуг по комплексному техобслуживанию инженерных сетей и оборудования;

— договоры аренды имущества;

— договоры на поставку лекарственных средств и медизделий.

При этом исполнение таких договоров должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных на эти цели. Размер таких ассигнований можно при необходимости ежегодно уточнять в договорах.

12.3. Изменился порядок определения цены

Изменения коснулись цены договоров на поставку товаров, заключенных с нерезидентом по результатам проведения электронного аукциона.

Закон о госзакупках в старой редакции устанавливает, что для определения цены таких договоров от цены предложения участника-победителя вычитают следующие суммы, если их оплачивает заказчик (ч. 2 п. 1 ст. 24):

— таможенные платежи, которые взимают таможенные органы при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

— расходы на доставку товаров до пункта таможенного оформления.

В соответствии с данной нормой заказчик вынужден уплачивать за участника-победителя не из Беларуси, а из иного государства — члена ЕАЭС косвенный налог — НДС и акцизы (акцизный налог или акцизный сбор) (п. 1 ст. 71 Договора о ЕАЭС, абз. 10 п. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение N 18 к Договору о ЕАЭС)).

Чтобы исправить данную ситуацию и сэкономить бюджетные средства, установлено, что от цены предложения участника необходимо вычитать также косвенные налоги, взимаемые налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, если такие налоги будет уплачивать заказчик (абз. 2, 3 п. 19 ст. 1 Закона N 354-З).

12.4. Расширился перечень обязательных условий договора

Дополнен перечень обязательных условий, которые должен содержать договор госзакупки. Так, в договор необходимо включать условия (абз. 15 — 18 п. 19 ст. 1 Закона N 354-З):

— об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Ранее было условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (ч. 1 п. 6 ст. 24 Закона о госзакупках в старой редакции);

— о порядке оплаты и приемки заказчиком поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на их соответствие предмету закупки, требованиям к предмету закупки и иным условиям договора;

— о распределении прав и обязанностей в связи с исполнением договора, если в процедуре закупки совместно участвуют юр- и (или) физлица, в том числе ИП;

— о сроках и порядке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, и (или) банковской гарантии. Данное условие включают, если договором предусмотрено обеспечение исполнения обязательств по нему;

— порядке определения объема (количества) товаров (работ, услуг) в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках.

Примечание
Помимо обязательных условий, перечисленных в Законе о госзакупках, договор госзакупки должен содержать условия, названные в ч. 1 п. 9 Инструкции Минфина N 66, а также условия, которые являются существенными для определенного вида обязательств (ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК).

Появился запрет устанавливать условия договора (проекта договора), которые влекут за собой ограничение количества потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев, установленных законодательством о госзакупках (абз. 19, 20 п. 19 ст. 1 Закона N 354-З). Соответствующее требование установлено подп. 1 п. 22 Протокола о порядке регулирования закупок (приложение N 25 к Договору о ЕАЭС).

Пример
Условие договора о том, что техобслуживание оборудования должна проводить группа специалистов в количестве не менее 5 человек, может повлечь ограничение количества потенциальных исполнителей.

12.5. Сократился срок подписания договора при наличии возражений

Сократился с 5 календарных до 3 рабочих дней срок, в течение которого участник-победитель должен подписать проект договора после того, как заказчик разместит извещение в ответ на его возражения касательно проекта договора (абз. 12 п. 19 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
В дело по процедурам госзакупок можно будет включать копии договоров, а не только оригиналы (абз. 1, 3 п. 24 ст. 1 Закона N 354-З).

12.6. Уточнены условия, которые нельзя изменять при исполнении договора

При исполнении договора нельзя будет менять сроки и условия оплаты (абз. 1 — 3 п. 20 ст. 1 Закона N 354-З). В редакции Закона о госзакупках в старой редакции используется термин «порядок оплаты» (ч. 1 п. 1 ст. 25).

Примечание
Законодательство о госзакупках не дает определение термину «порядок оплаты». МАРТ полагает, что под ним понимают форму расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вид, способ такого расчета, условие предоставления (непредоставления) аванса, предварительную оплату, оплату по факту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и прочее (письмо МАРТ N 14-01-10/1774К).

12.7. Разрешено продлевать срок действия некоторых договоров

Право продлевать срок действия предоставлено в отношении договоров на закупку товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенных в соответствующий перечень. Срок действия таких договоров можно продлить на первые два месяца очередного финансового года. Для этого необходимо заключить дополнительное соглашение, посредством которого увеличить объем (количество) товаров (работ, услуг) в размере не более двухмесячной потребности. Стоимость товаров (работ, услуг) в таком случае изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) — с учетом этого изменения (абз. 9, 10 п. 20 ст. 1 Закона N 354-З).

12.8. Конкретизированы условия расторжения договора

Закон N 354-З дополняет, в какой ситуации можно расторгнуть договор. Так, это можно сделать в связи с односторонним отказом от его исполнения одной из сторон, если другая сторона не исполнила или ненадлежащим образом исполнила договор и такой отказ допускается законодательством или договором (абз. 11 п. 20 ст. 1 Закона N 354-З).

Пример
Подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если заказчик нарушил свои обязанности, в частности не предоставил материал, оборудование, техническую документацию, что препятствует исполнению договора подрядчиком. Иное может быть предусмотрено договором подряда (п. 2 ст. 672 ГК).

13. Изменены требования, касающиеся процедуры закупки из одного источника: основания проведения, изучение конъюнктуры рынка, справка

Скорректирован ряд оснований для проведения процедуры закупки из одного источника из приложения к Закону о госзакупках (п. 50 ст. 1 Закона N 354-З).

Так, в соответствии с п. 9 данного приложения в новой редакции посредством процедуры закупки из одного источника можно закупать товары (работы, услуги), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности госзакупки которых составляет не более 500 БВ (абз. 4, 5 п. 50 ст. 1 Закона N 354-З). Ранее стоимость ограничивалась 300 БВ (п. 9 приложения к Закону о госзакупках в старой редакции).

Изменения также коснулись формулировок п. 6, 14, 18, 21, 23, 28, 40, 51, 56 и 57 приложения к Закону о госзакупках.

Появились:

— п. 18-1 приложения к Закону о госзакупках. Он касается некоторых закупок, которые проводят организации культуры и учреждения образования в сфере культуры, а также телерадиовещательные организации (абз. 10, 11 п. 50 ст. 1 Закона N 354-З);

— п. 23-1 приложения к Закону о госзакупках. Он касается приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для обеспечения деятельности охраняемых лиц, в том числе в рамках мероприятий с участием Президента Республики Беларусь, а также иных услуг (абз. 15, 16 п. 50 ст. 1 Закона N 354-З).

Ранее изучать конъюнктуру рынка требовалось независимо от основания проведения процедуры закупки из одного источника (ч. 1 п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках в старой редакции). Сейчас такая обязанность сохранится только в случае приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 7, 9 (при приобретении товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой (общей) потребности госзакупки которых составляет от 50 до 500 БВ включительно), 18-1, 24, 25, 30, 44, 56 и 60 приложения к Закону о госзакупках (абз. 7 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З).

В иных случаях заказчик (организатор) вправе определять поставщика (подрядчика, исполнителя) без изучения конъюнктуры рынка. Исключения из данной нормы могут быть предусмотрены законодательными актами или постановлениями Совмина (абз. 8 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З).

Появилась возможность в ходе проведения процедуры закупки из одного источника изменять объем (количество) предмета закупки и (или) его части (лота). Изменять (то есть увеличивать и уменьшать) объем (количество) можно в пределах 10%. При этом не допускается заключать договор по цене, которая превышает предельную стоимость предмета закупки (абз. 9 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
Предельная стоимость предмета закупки — максимальная стоимость предмета закупки. Она включает предполагаемую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи (абз. 11, 12 п. 1 ст. 1 Закона N 354-З).
Данная норма, а также норма, изложенная в абз. 6 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З, которая предусматривает запрет на заключение договора по цене, которая превышает предельную стоимость предмета закупки, вступают в силу с 04.05.2024 (абз. 2 ст. 4 Закона N 354-З). 

По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор), как и ранее, должен составить и утвердить справку. Сведения, которые она должна содержать, остались прежними, за исключением того, что не нужно указывать (абз. 10 — 17 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З):

— объем (количество) предмета закупки, если приобретаются товары (работы, услуги), объем которых невозможно определить заранее, в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 21 Закона о госзакупках;

— место жительства заказчика (организатора), потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключен договор;

— данные документа, удостоверяющего личность, для физлиц, в том числе ИП, которые являются потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с которым заключен договор.

У заказчика (организатора) появилось право не составлять и (или) не размещать на ЭТП справку о проведении процедуры закупки из одного источника, если он приобретает товары (работы, услуги) в соответствии с п. 10, 17 (при приобретении преподавательских услуг), 22 — 23-1, 31, 35, 40, 45 и 55 приложения к Закону о госзакупках (абз. 20 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З). Напомним, такие товары (работы, услуги) можно не включать в годовой план закупок (абз. 6, 7 п. 15 ст. 1 Закона N 354-З).

14. Появились дополнительные обязанности у заказчика (организатора) в случае поступления жалобы

У заказчика (организатора) появилась обязанность уведомлять членов комиссии в случае обжалования их и (или) комиссии действий (бездействия) и (или) решений. Сделать это нужно будет в течение 2 рабочих дней после того, как заказчик (организатор) получит соответствующее уведомление от оператора ЭТП (абз. 1, 2 п. 48 ст. 1 Закона N 354-З).

Как и ранее, лица, действия (бездействие) и (или) решения которых обжалуются, обязаны направить в МАРТ отзыв на жалобу не позднее одного рабочего дня до дня ее рассмотрения. Дополнено, что в случае обжалования действий (бездействия) и (или) решений комиссии и (или) ее членов заказчик (организатор) обязан обеспечить направление отзыва на жалобу (абз. 3 — 5 п. 48 ст. 1 Закона N 354-З).

15. Уточнен порядок вынесения предписания МАРТ

Определено, что если в результате проведения камеральной проверки и (или) рассмотрения жалобы МАРТ выявил нарушения законодательства о госзакупках, то он выносит обязательное для исполнения заказчиком (организатором), товарной биржей, оператором ЭТП предписание в случае, если есть возможность устранить такое нарушение (п. 49 ст. 1 Закона N 354-З).

16. Разъяснено, на какие случаи Закон N 354-З не распространяется

Действие Закона N 354-З не распространяется на госзакупки, если до вступления в силу его соответствующих положений (ч. 1 ст. 3 Закона N 354-З):

1) процедуры закупок начаты. Процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. При этом Закон о госзакупках не определяет форму принятия такого решения о начале процедуры закупки. МАРТ считает, что принятием решения о проведении процедуры госзакупки является:

— утверждение и размещение заказчиком на ЭТП конкурсных документов, аукционных документов, документов, представляемых юр- или физлицу, в том числе ИП, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее — документы, представляемые для подготовки предложения);

— утверждение и направление заказчиком потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) документов, представляемых для подготовки предложения, в случае проведения закрытого конкурса и закрытой процедуры запроса ценовых предложений;

— решение о проведении процедуры закупки из одного источника, принятое в порядке, предусмотренном в ЛПА. Это может быть издание приказа, распоряжения либо учинение надписи уполномоченным должностным лицом на докладной записке, ином аналогичном документе;

2) договоры заключены. Датой заключения договора является дата его подписания второй стороной (письмо МАРТ N 14-01-10/253К). Договор в виде электронного документа считают заключенным с момента подписания участником-победителем проекта договора на ЭТП (ч. 7 п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках в старой и новой редакциях).

Проведение процедур таких госзакупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу соответствующих положений Закона N 354-З (ч. 1 ст. 3 Закона N 354-З).

Исключение установлено в отношении абз. 10 п. 20 ст. 1 Закона N 354-З. Эта норма действует с 04.02.2024. Она касается возможности продления на первые два месяца очередного финансового года договоров на закупку товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex