Новшества, предусмотренные Законом от 31.01.2024 N 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон N 354-З), затронут правила заключения, изменения и расторжения договора, а также урегулирования споров и обжалования. Соответствующие изменения вступят в силу с 04.05.2024 и с 04.08.2024.

1. Договор

1.1. Цену договора будут определять по новым правилам

С 04.05.2024 Закон N 354-З предусмотрит новшества касательно цены договора.

Так, договор нельзя будет заключать по цене, превышающей предельную стоимость предмета закупки (абз. 3, 4 п. 31, абз. 3, 4 п. 43, абз. 6 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
Предельная стоимость предмета закупки — максимальная стоимость предмета закупки. Она включает предполагаемую сумму, которую заказчик выплатит поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи (абз. 11, 12 п. 1 ст. 1 Закона N 354-З).

Нововведения также затронут договоры на приобретение товаров (работ, услуг), объем которых невозможно определить. Цены таких договоров должны будут равняться предельной стоимости предмета закупки. При этом в договоры необходимо будет включить цену (тариф) за единицу товара (работы, услуги), которую определили по результатам процедуры закупки (абз. 4, 5 п. 19 ст. 1 Закона N 354-З).

1.2. Нельзя будет заменять поставщика (подрядчика, исполнителя) как сторону договора

С 04.08.2024 при исполнении договора будет запрещено заменять поставщика (подрядчика, исполнителя) как сторону договора. Исключение составят следующие случаи (абз. 6 — 8 п. 20 ст. 1 Закона N 354-З):

— право собственности (пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество перешло к другому лицу;

— поставщик (подрядчик, исполнитель), который является юрлицом, реорганизован в форме преобразования, слияния;

— деятельность поставщика (подрядчика, исполнителя), который является юрлицом, прекращена в результате реорганизации в форме присоединения;

— иные случаи, когда переход прав и обязанностей поставщика (подрядчика, исполнителя) как стороны договора к другому лицу прямо предусмотрен законодательными актами.

1.3. Заказчик будет отчитываться об оплате по договору

С 04.05.2024 заказчика обяжут размещать на ЭТП сведения об исполнении обязательств по оплате, в том числе о перечислении аванса, по договору, заключенному в виде электронного документа на ЭТП. Делать это нужно будет только в том случае, если заказчик оплачивал, в том числе перечислял аванс со своих текущих (расчетных) счетов. Таким образом, отчитаться об оплате по договору нужно будет, если заказчик:

— оплачивал часть стоимости договора за счет собственных средств в случае смешанного финансирования закупки;

— перечислял бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов со своих текущих (расчетных) счетов, а не с казначейского счета.

Размещать сведения необходимо будет не позднее 5 рабочих дней после осуществления оплаты, в том числе перечисления аванса. Операторы ЭТП и ГИАС обеспечат размещение такой информации в ГИАС (абз. 3 п. 21 ст. 1 Закона N 354-З).

Если оплата, в том числе перечисление аванса, будет производиться со счетов единого казначейского счета, заказчику не нужно будет размещать соответствующие сведения — это сделают операторы ГИАС и Автоматизированной системы финансовых расчетов Минфина (абз. 4 п. 21 ст. 1 Закона N 354-З).

1.4. Изменятся сроки и порядок размещения справки

По результатам проведения процедуры закупки из одного источника, которая завершилась заключением договора, заказчик (организатор), как и ранее, должен составить и утвердить справку (ч. 2 п. 3 ст. 49 Закона о госзакупках в старой редакции, ч. 1 п. 4 ст. 49 Закона о госзакупках в редакции с 04.02.2024).

Уточнено, что с 04.08.2024 справку необходимо будет размещать на ЭТП в срок не позднее 2 рабочих дней, следующих за днем ее утверждения (абз. 19 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З).

В случае, если по результатам процедуры закупки из одного источника составили и утвердили несколько справок, размещать на ЭТП очередную справку необходимо будет путем дополнения ранее размещенной справки по данной процедуре закупки из одного источника (абз. 19 п. 44 ст. 1 Закона N 354-З).

1.5. Исполнение обязательств по договору будет обеспечиваться по-новому

С 04.05.2024 Закон N 354-З предусмотрит, что размер обеспечения исполнения обязательств по договору не должен будет превышать 30% предельной стоимости предмета закупки, а в случае, если договором предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен будет составлять не менее 50% размера аванса (абз. 1, 2 п. 22 ст. 1 Закона N 354-З).

У заказчика вместо прав появится ряд обязанностей в случаях, когда участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) не предоставит обеспечение исполнения обязательств по договору:

1) если участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) не перечислит денежные средства до заключения договора в качестве обеспечения исполнения обязательств, заказчик будет обязан (абз. 3, 4 п. 22 ст. 1 Закона N 354-З):

— или потребовать заменить вид обеспечения исполнения обязательств;

— или отказаться от заключения договора (исполнения обязательств по договору). При этом поставщик (подрядчик, исполнитель) будет признан уклонившимся от заключения договора и его нужно будет включить в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок (далее — список);

2) если участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) не предоставит банковскую гарантию не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора, то заказчик должен будет заменить вид обеспечения исполнения обязательств, установив срок для перечисления денежных средств. Если участник-победитель (участник процедуры закупки из одного источника) не перечислит денежные средства в установленный срок, заказчик будет обязан отказаться от исполнения обязательств по договору. В этом случае поставщика (подрядчика, исполнителя) включат в список (абз. 3, 5 п. 22 ст. 1 Закона N 354-З).

1.6. Конкретизируется порядок расторжения договора

Будет скорректирован порядок расторжения договора, заключенного в виде электронного документа на ЭТП, по решению суда, а также в связи с односторонним отказом от его исполнения одной из сторон. С 04.05.2024 порядок будет следующий (абз. 12 — 16 п. 20 ст. 1 Закона N 354-З):

1) заказчик либо поставщик (подрядчик, исполнитель) размещают на ЭТП соответствующее уведомление;

2) операторы ЭТП и ГИАС размещают такое уведомление в ГИАС;

3) операторы ЭТП автоматически уведомляют заказчика либо поставщика (подрядчика, исполнителя) о том, что вторая сторона договора разместила уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора;

4) договор считается расторгнутым с момента размещения заказчиком либо поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на ЭТП такого уведомления. Иной срок расторжения договора может быть предусмотрен в уведомлении или определен в договоре.

2. Обжалование

2.1. Сократятся сроки урегулирования споров и обжалования

С 04.05.2024 при проведении процедуры запроса ценовых предложений изменятся следующие сроки:

— будет сокращен с 5 до 3 рабочих дней срок, в течение которого заказчик (организатор), оператор ЭТП должны будут принять решение по заявлению участника либо иного юр- или физлица, в том числе ИП, на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора ЭТП (п. 46 ст. 1 Закона N 354-З);

— сократится вдвое срок на обжалование в МАРТ. Так, участник сможет подать жалобу в МАРТ на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, оператора ЭТП со дня истечения срока для подготовки и подачи предложений, но не позднее 5 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры закупки или признании ее несостоявшейся (абз. 1, 2 п. 47 ст. 1 Закона N 354-З).

Примечание
В связи с сокращением срока на обжалование договор по результатам процедуры запроса ценовых предложений также можно будет заключать в более короткий срок — по истечении 5 календарных дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя либо об отмене процедуры закупки или признании ее несостоявшейся (ч. 4 п. 1 ст. 24 Закона о госзакупках в редакции с 04.05.2024).

В отношении иных видов процедур закупок сроки урегулирования споров и обжалования не изменятся.

2.2. Уточнится способ подачи жалобы и отзыва на нее

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений подать жалобу в МАРТ можно посредством ее размещения на ЭТП. Уточнено, что с 04.08.2024 это можно будет сделать в том числе по форме, установленной регламентом оператора ЭТП (абз. 3 п. 47 ст. 1 Закона N 354-З).

С этой же даты отзыв на жалобу в МАРТ необходимо будет направлять следующими способами (абз. 6 — 8 п. 48 ст. 1 Закона N 354-З):

— при проведении открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений — посредством размещения на ЭТП. Операторы ЭТП и ГИАС разместят отзыв в ГИАС в реестре жалоб;

— при проведении закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, биржевых торгов, процедуры закупки из одного источника — в письменной форме.

3. На какие случаи Закон N 354-З не будет распространяться

Действие Закона N 354-З не распространяется на госзакупки, если до вступления в силу его соответствующих положений (ч. 1 ст. 3 Закона N 354-З):

1) процедуры закупок начаты. Процедура госзакупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. При этом Закон о госзакупках не определяет форму принятия такого решения о начале процедуры закупки. МАРТ считает, что принятием решения о проведении процедуры госзакупки является:

— утверждение и размещение заказчиком на ЭТП конкурсных документов, аукционных документов, документов, предоставляемых юр- или физлицу, в том числе ИП, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (далее — документы, предоставляемые для подготовки предложения);

— утверждение и направление заказчиком потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) документов, предоставляемых для подготовки предложения, в случае проведения закрытого конкурса и закрытой процедуры запроса ценовых предложений;

— решение о проведении процедуры закупки из одного источника, принятое в порядке, предусмотренном в ЛПА. Это может быть издание приказа, распоряжения либо учинение надписи уполномоченным должностным лицом на докладной записке, ином аналогичном документе;

2) договоры заключены. Датой заключения договора является дата его подписания второй стороной (письмо МАРТ N 14-01-10/253К). Договор в виде электронного документа считают заключенным с момента подписания участником-победителем проекта договора на ЭТП (ч. 7 п. 4 ст. 24 Закона о госзакупках в редакции с 04.02.2024, 04.05.2024, 04.08.2024).

Проведение процедур таких госзакупок осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу соответствующих положений Закона N 354-З (ч. 1 ст. 3 Закона N 354-З).

Исключение установлено в отношении абз. 10 п. 20 ст. 1 Закона N 354-З. Эта норма действует с 04.02.2024. Она касается возможности продления на первые два месяца очередного финансового года договоров на закупку товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex